» » Вопрос по Библии - Шесть дней творения

Вопрос по Библии - Шесть дней творения

Вопрос по Библии - Шесть дней творения 

   Вопрос: Современная научная картина мира радикально расходится с библейским повествованием о сотворении земли Богом в буквальные шесть дней. Многие христиане усвоили компромиссную точку зрения, согласно которой каждый день Творения в первой главе книги Бытие может означать длительную эпоху в миллионы лет. Насколько обоснована подобная интерпретация дней Творения?

   Ответ: Проблема, представленная в вопросе, приобрела особую актуальность в середине XIX столетия, когда целый ряд научных открытий бросили вызов традиционному христианскому восприятию мира как сотворенного Богом. Этими открытиями было положено начало серьезному конфликту между наукой и христианством. О каких открытиях идет речь?

   Прежде всего, об открытиях в области геологии. Британский исследователь Чарльз Лайель (1797–1875) предложил теорию о медленном и непрерывном изменении земной поверхности под влиянием постоянно действующих геологических факторов. Лайеля считают основателем современной геологии. Именно с его именем связано представление о том, что земная кора формировалась на протяжении долгого времени, поэтому возраст ее может насчитывать несколько миллиардов лет. Открытия Лайеля поставили под сомнение библейское повествование о молодом возрасте земли, равно как и сам факт сотворения земли Богом.

   Второе открытие связано с именем Чарльза Дарвина (1809–1882). В 1859 году Дарвин опубликовал нашумевший труд «О происхождении видов путем естественного отбора». Своим открытием Дарвин заложил основы так называемого эволюционного мышления и определил вектор всего последующего научного развития.

   Эти открытия стали настоящим вызовом для церкви и, прежде всего, для библейского учения о сотворении мира и жизни Богом. Каким образом христианская церковь пыталась примирить библейское повествование с данными науки?

   Было предложено несколько объяснений:
  
  1.  Теория «временнóго разрыва». Согласно этой теории, творение земли имело место несколько миллиардов лет назад, о чем и сообщается в Быт. 1:1. Все это время земля была «безвидна и пуста». Начиная с третьего стиха, где говорится: «И сказал Бог…», описывается сравнительно недавнее (приблизительно шесть — десять тысяч лет назад) Творение, в результате которого появились все виды растительных и животных организмов, в том числе и человек.
  2.  Теория «идеального возраста». Сторонники этой теории считают, что Бог сотворил мир за шесть дней и сравнительно недавно, но сделал это так, как будто Творение произошло миллиарды лет назад. Суть идеи можно понять на примере с деревом. В момент появления на свет дереву был всего один день, но оно соответствовало взрослому дереву в возрасте, скажем, ста лет.
  3.  Теория «дня-эпохи». Согласно теории, под еврейским словом yom, переводимым как «день», подразумеваются не буквальные 24 часа, а целая эпоха в миллионы лет. Это означает, что под каждым днем Творения в первой главе книги Бытие следует понимать многомиллионную эпоху.
  4.  Теория «катастрофизма». Согласно этой теории, существующая ныне картина земной поверхности и так называемая «геологическая колонка» с присутствующими в разных стратах (пластах) земной коры окаменелостями — остатками растительной и животной жизни — связаны с постигшей землю катастрофой, которая описывается в Библии как Всемирный потоп.

   Пионеры адвентистской церкви, будучи убежденными креационистами, из всех появившихся теорий, предложенных для «примирения» Библии и науки, остановились на теории «катастрофизма». Хотя и в этой теории, как и в любой другой, есть слабые стороны, тем не менее она более всего приближена к библейскому тексту.

   Прежде всего, эта теория не конфликтует с библейским повествованием о Творении («и был вечер, и было утро…) и с текстом четвертой заповеди («Помни день субботний… ибо в шесть дней сотворил Бог…»), в которых yom означает буквальные сутки. Кроме того, эта теория подтверждается и многочисленными фактами. К доказательствам реальности древней катастрофы ученые относят:

  •  многометровые пласты угля, залежи нефти и газа в толще литосферы (органика, погибшая во время потопа);
  •  остатки погибших морских моллюсков на многих вершинах мира;
  •  гигантские «кладбища» — скопления большого количества останков различных живых существ;
  •  упоминание о Всемирном потопе в большинстве древних культур (более 250 народов земли имеют истории об этой катастрофе).

   В результате потопа погибло большинство сухопутных живых существ, птиц и растений, произошли множественные изменения на поверхности земли, в частности образовался Большой Каньон. Сформировались слои земной коры, эволюционные представления о которых впоследствии стали использовать в качестве геохронологической шкалы. Изменились климатические условия: с субтропических (на всей поверхности земного шара) до тропических (вблизи экватора) и ледяных полярных шапок на полюсах.

   Существенный вклад в утверждение веры в сотворение мира Богом и в реальность описываемых в первых одиннадцати главах книги Бытие событий внес в свое время известный адвентистский ученый геолог Джордж МакРеди Прайс (1870–1963). Им написано более двадцати книг, главным образом, в области геологии. Наиболее известные из них: «Новая геология», «Эволюция в тупике», «Бытие реабилитировано», «Геология здравого смысла» и другие. Именно его считают основоположником современного креационизма.

   Какое значение имеет библейское повествование о сотворении мира для человека?

  1.  Прежде всего, учение о Творении означает, что только Бог есть истинная и единая причина бытия. Все, что существует, берет начало от Него. Другой конечной реальности, помимо Бога, нет.
  2.  Изначальный акт Божьего Творения уникален. Это означает, что Бог, в отличие от человека, также обладающего творческой способностью, не нуждается в исходном материале. Он творит ex nihilo — из ничего.
  3.  Учение о Творении означает, что в тварном мире нет ничего внутренне порочного. Все, что сотворено Богом, — хорошо, и «хорошо весьма» (см. Быт. 1:10, 12, 18, 21, 25, 31). Это разительно отличается от дуалистических представлений античных философов, которые считали материальный мир порочным именно в силу своей материальности.
  4.  Учение о Творении возлагает ответственность на человека, который не может оправдывать свое поведение порочностью материальной природы. В теле человека нет присущего ему зла. Грех человека — проявление его свободы.
  5.  Учение о сотворении помогает человеку постичь смысл бытия как мира в целом, так и самого человека. Мир существует не по воле случая, а по воле мудрого Творца. Только в контексте этой концепции человек может определить свое истинное предназначение.
  6.  Наконец, учение о сотворении земли Богом в шесть дней помогает оценить значение для человека акта благословения и освящения седьмого дня — субботы.

   Не случайно то, что первая ангельская весть Откровения (см. Откр. 14:7), звучащая в контексте последнего времени или эпохи суда, призывает человека поклониться «Сотворившему небо, и землю…».

Евгений Зайцев, директор Института библейских исследований ЕАД
Из журнала: Адвентистский вестник\№2\2018
admin 3-08-2018, 17:57 812 0

Комментарии


Добавление комментария

Социальные комментарии Cackle
Мир Библии