Всякая всячина

Всякая всячинаВсякая всячина

 
   «Ещё: подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 13:47–50)1.

   Если бы Иисус проповедовал в вашей церкви в эту субботу, с каких слов, по-вашему, Он бы начал Свою проповедь?2 Может быть, так: «Сегодня я хотел бы исследовать природу Божьего царства, обращая особое внимание на его связь с Грецией и Римом и использование еврейских традиций в объяснении эсхатологических ожиданий. Для этого я воспользуюсь историко-грамматическим методом»? Если бы Он начал Свою проповедь именно так, то те из нас, кто имеет степень в богословии, чувствовали бы себя намного лучше, чем тогда, когда мы сталкиваемся с обескураживающей простотой Его притч. Нам гораздо проще говорить о сложных доктринах, чем увидеть себя в незамысловатой притче.

   «Царство Божие подобно...» Подобно чему? Ну, подобно всякой всячине. Например, возьмите 13-ю главу Евангелия от Матфея. Здесь Иисус рассказывает семь притч, в которых рассматриваются различные аспекты этого царства. Иисус показывает, как царство даётся (сеятель, который вышел сеять); как оно действует (пшеница и плевелы, растущие вместе; крошечное горчичное зерно, вырастающее в большое растение; закваска, положенная в тесто); как оно приобретается (сокровище, спрятанное в поле; купец, нашедший прекрасную жемчужину); и наконец, как оно будет достигнуто при кончине века (рыбаки, вытаскивающие сети на берег). Итак, семь притч, показывающих, как царство даётся, действует, приобретается и будет достигнуто.

   Несколько лет назад я читал ряд проповедей по этим семи притчам о царстве. Первые шесть проповедей прошли достаточно успешно, во всяком случае, мне так казалось. Но проповедь по седьмой притче, о рыболовной сети, о том, как царство будет достигнуто при «кончине века», казалось, вызвала разочарование. Из всех притч данной главы, эта—наименее известная. Странно, на самом деле, потому что она является последней из семи притч—кульминацией того, что хотел сказать Иисус. Тем не менее, кажется, что она уходит от развязки, хоть и является последней. Все остальные притчи заканчиваются на радостной ноте. А рассказ о рыболовной сети завершается «плачем и скрежетом зубов». Почему в такой оптимистичной плеяде притч такой явный диссонанс? Стоит ещё раз обратиться к этой истории.

Типы сетей

   Во времена Иисуса рыбаки использовали два типа сетей для двух различных видов рыбной ловли. Первый тип сети—накидная сеть (amphiblestron или diktuon)—была относительно маленькой, округлой формы, со свинцовыми подвесками по краям. Когда рыбак видел стаю рыб в мелкой воде, он хватал сеть за середину и бросал её на поверхность воды так, чтобы она как можно больше раскрылась. Она быстро тонула, благодаря свинцовым подвескам, покрывая рыбу. Вынимая сеть, сначала собирали вместе на дне свинцовые подвески, заключая рыбу внутри. Но не этот вид ловли послужил иллюстрацией для притчи Иисуса.

   Иисус говорил, имея в виду невод (sagene). Невод тянули за лодкой или растягивали между двумя лодками так, чтобы сеть имела форму конуса, и затем вытаскивали на берег, в идеале, захватывая стаю рыб. И Иисус говорит, что именно такой вид рыбной ловли можно сравнить с Божьим царством.

   Итак, что же именно говорит нам о Божьем царстве при кончине века образ рыбаков, пользующихся неводом? Прежде всего, будем помнить о различиях между неводом и накидной сетью. В накидную сеть попадает исключительно рыбный косяк, рыба одного вида, тогда как невод собирает всё, что попадается на его на пути. Без всяких различий. Все виды рыбы— хорошая, плохая и уродливая попадают в невод. Например, в Галилейском море обитает 36 видов рыб, любая из которых может попасть в невод.

   Но невод ещё более неразборчив. В него попадает не только рыба. Он ловит всех и вся, будь то рыба или что-нибудь ещё. Вот здесь-то нас и могут ввести в заблуждение разные переводы Библии. Обычно в Библии написано, что сеть «захватила рыб всякого рода», и что рыбаки «собрали хорошую рыбу в корзины» (Мф. 13:47, 48; курсив автора). Такой перевод отчасти вводит в заблуждение, потому что в оригинальном греческом тексте слово «рыба» вообще не упоминается. Там просто сказано, что они поймали все виды. Конечно, ясно, что неводом ловят рыбу, но ведь не только рыбу! За последние два-три года недалеко от побережья Великобритании рыбаки чего только не поймали в свои неводы—боеголовку от торпеды времён Второй Мировой войны со ста килограммами взрывчатки, например. И двести килограммов марихуаны, стоимостью 1,4 миллиона евро. Но, пожалуй, самым необычным уловом оказалась семейная пара, решившая понырять недалеко от южного побережья Англии, но вместо этого оказавшаяся на палубе рыболовного трейлера, пойманная неводом. Да, рыбаки вытаскивают на берег не только рыбу, когда забрасывают невод. Поэтому, я думаю, Иисус здесь говорит: «Они поймали всякую всячину». И это, по словам Иисуса, подобно царству небесному.

   Все, кто читал Евангелие от Матфея, не должны удивляться этому. В самом начале Своего служения Иисус сказал: «Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4:19). И теперь, когда Иисус рассказывает эту притчу о неводе, Его окружают толпы народа. Когда Иисус бросает взгляд на эту толпу, Он видит всяких людей. Матфей уже рассказал нам, какую разношёрстную толпу привлекал Иисус: здесь наверняка были фарисеи и саддукеи (3:7); расслабленные (4:24); люди из Галилеи, Десятиградия, Иерусалима, Иудеи и из-за Иордана (4:25); римские сотники (8:5); книжники (учителя Торы) (8:19); начальники синагоги (9:18); женщины-изгои (9:20); слепые (9:27). Плюс просто случайные зеваки и те, кто вскоре будут глумиться над этим странным чудаком. Ктото, кто будет слишком занят своими делами и зарабатыванием денег, чтобы брать на себя какие-то обязательства. И те, кто посвятит свою жизнь царству, каждый её день, до самого её конца. Там будет Матфей—сборщик налогов и сочувствующий римский воин, стоящий рядом с Симоном-зилотом, антиримским террористом. Иисус также увидел бы Иуду, который предаст Его; Петра, который отречётся от Него. Всякую всячину.

Всякая всячина

   Всё это заставляет задуматься, не так ли? Меня заставило. Прежде всего, задуматься о моём служении учителя Евангелия, готовящего будущих пастырей. Каких студентов мы надеемся увидеть в наших колледжах и семинариях? Среди моих студентов есть чёрные и белые, молодые и люди среднего возраста, высокоинтеллектуальные и не очень. Студенты из Ганы, Албании, Швеции, Испании, Зимбабве, Британии, Кореи и других стран. Фундаменталисты, консерваторы, приверженцы традиций, умеренные, либералы и не определившиеся. Такие, которые не задают вопросов. И такие, которые не перестают их задавать. И такие, от которых я предпочитал бы не слышать вопросов. Всякая всячина.

   А как насчёт нас, служителей Евангелия, призванных учить и проповедовать Слово? Отличаемся ли мы чем-нибудь друг от друга? Отличаемся ли мы во взглядах на фактическую миссию церкви? Имеем ли разногласия в отношении таких доктрин, как откровение и вдохновение? Отличаемся ли во взглядах на то, как решать проблему разногласий? Нас всех медленно тянут к берегу. Всякая всячина.

   Возможно, стоит прояснить один момент. Несмотря на то, что некоторые учёные понимают эту притчу как общее описание многообразия мира, большинство всё же понимают её как иллюстрацию многообразия внутри царства. Я согласен с этим большинством. Елена Уайт укрепляет меня в этом мнении, утверждая то же самое3. Ловля рыбы неводом уподобляется царствию. Разнообразие в мире производит разнообразие в царстве. Как в мире, так, тем более, и в царстве существует всякая всячина.

   Матфей не случайно выстраивает это собрание притч Христа в определённой последовательности. В первой притче, о Сеятеле, сеятель сеет семя наугад, ни на что не нацеливаясь. Сеятель совершенно неразборчив. Он просто разбрасывает семя по всему полю. Он не делает различий между дорогой, каменистой почвой, тернием и плодородной землёй. Семя попадает во все виды почвы. А в последней притче рыбаки используют невод. Они ловят рыбу тралом по всему озеру и, не разбираясь, захватывают всякую всячину. Вот каково царство. Как сеятель, разбрасывающий семя везде; или невод, захватывающий всё.

Решая проблему многообразия

   Но что же нам делать со всем этим многообразием? Со всей этой всячиной в сети царства? Вот здесьто нам и поможет ещё одна из семи притч Христа. В притче о пшенице и плевелах, всего несколькими стихами ранее, обсуждается похожий вопрос. Не всё, что растёт в поле, является пшеницей; не всё, что попадается в невод, является съедобной рыбой. Работники, видя вредительство в поле, хотят вырвать плевелы. Но хозяин говорит: «Нет, если вы это сделаете, то нанесёте больше вреда, чем пользы. Мы разделим их во время жатвы». А жатва, по словам Иисуса, произойдёт «при кончине века сего» (13:40). Другими словами, будьте терпеливы. Жатва ещё не наступила. Но даже когда она наступит, судить кого-то—это не ваше дело, а Божие. В притче о рыболовной сети сортировка улова также производится «при кончине века» (13:49). И опять, сортировка остаётся Божьим делом. «Изыдут Ангелы и отделят злых из среды праведных» (13:49; курсив автора). Итак, что же нам остаётся делать? Продолжать ловить рыбу. Неводом.

   Притча о неводе учит, что в конце времени, когда будет производиться последний суд, откроется, каким смешанным было Божье царство до конца.

   Мы можем задать вопрос: «И это всё?» Притча просто говорит нам о том, что в царстве будет всякая всячина? Не удивительно, что притча о неводе не так хорошо известна. Но я не думаю, что Иисус зря потратил Своё время на то, что рассказывал притчи, не имеющие значимости. Он хотел удостовериться, что Его слушатели правильно поняли их. «Поняли ли вы всё это?»—спросил Он их (13:51).

   С одной стороны, эта притча обращена к тем, кто не любит многообразия. К тем, кто верит, что Бог прославляется, когда мы дружно в ногу маршируем к воротам царства, не отклоняясь ни направо, ни налево. К тем, для кого вхождение в царство и пребывание там основывается на приверженности чётким доктринам и церковному порядку, усиливающему её. «Нет, — говорит Иисус, — в царстве имеется всякая всячина».

   С другой стороны, эта же самая притча обращена и к тем, кто доволен многообразием ради самого многообразия. К тем, кто верит, что полнейшая пестрота вероисповеданий и методов это и есть Божье царство, а стремление к какому-либо единству в вероисповедании и методах—признак недостатка духовности. К тем, кто верит, что чем больше мы всего вбираем в себя, тем лучше. «Нет,— говорит Иисус,—будет суд при кончине века. Будет плач и скрежет зубов. На самом деле, очень важно, во что вы верите и что делаете».

   Я постараюсь не забыть эту притчу в своём служении преподавания богословия. У меня есть студенты, которые любят Господа всем сердцем, душой и разумением. Они будут прекрасными свидетелями Евангелия, прилежными послами Божьего царства. Есть также и такие, которые колеблются на грани принятия или непринятия такого решения. И если доверять моему 30-летнему опыту преподавания, будут и такие, кто создаст едкие интернет-сайты, нападающие на мою церковь, христианство в целом или выступающие с атеистической пропагандой. Я приму во внимание все наши различия. Я постараюсь принимать свой класс со всем его многообразием, всем его потенциалом для славы и страданий и со всеми его различными богословскими мнениями, духовной зрелостью и разнообразием взглядов. Всякая всячина. Я напомню себе, что Бог—Судия при кончине века. И я скажу себе: «Это—царство небесное!»

[1] Все отрывки из Писаний в этой статье цитируются по New International Version, если нет ссылок на другой перевод.
[2] Эта статья является сокращённым вариантом проповеди, прочитанной на Европейской Конвенции преподавателей богословия, в Адвентистском Богословском Институте (Румыния), 27 апреля — 1 мая, 2011 года.
[3] «Забрасывание невода символизирует проповедь Евангелия, которое привлекает в церковь как добрых, так и злых» (Елена Г. Уайт «Наглядные уроки Христа» [Washington DC: Review and Herald, 1900] 122).

Лоренс А.Тернер
Из журнала: Альфа и Омега 01/2012
admin 23-05-2018, 09:11 713 0

Комментарии


Добавление комментария

Социальные комментарии Cackle
Мир Библии