» » Самуил - пророк Божий

Самуил - пророк Божий

Самуил - пророк БожийСамуил - пророк Божий

 
   В иудейском каноне ряд книг, следующих за Пятикнижием и относящихся по христианской традиции к книгам историческим, имели статус пророческих. Это книги Иисуса Навина, Судей и четыре книги Царств. Подобное отношение к этим книгам может показаться нелогичным, ведь в них практически нет того, что мы привыкли называть пророчествами, — эти книги повествуют об истории народа и царей. Но ошибки здесь нет. Эти книги в первую очередь продолжают традицию Моисея, строятся на его авторитете, а также показывают исторический процесс исполнения пророчеств Божьих, записанных в Пятикнижии. Кроме того, указанные книги, согласно традиции, принадлежат перу тех, кого принято называть пророками, — Иисусу Навину, Самуилу, Нафану, Гаду и Иеремии.

   В этих книгах существенное место занимают повествования о пророках. И, наконец, самое главное: эти книги написаны авторитетом пророков, и в них звучит их строгий голос, дающий оценку и выносящий вердикт народам и царям. Пророки — люди, имеющие особую весть от Бога, особые отношения с Богом. Во все времена отношение к ним было особым, ибо их авторитет исходил от Самого Всевышнего, и потому слова Писания, записанные пророками, звучат уверенно, непоколебимо.

   Когда мы читаем Первую и Вторую книги Царств, мы обращаем внимание в первую очередь на Давида, который представляется центральным персонажем этих книг и вокруг которого происходит большая часть событий. Однако не случайно эти две книги, являющиеся цельным повествованием с единым замыслом и структурой, в традиции называются книгой Самуила, и начинаются они именно с истории о чудесном рождении и начале служения пророка Самуила.

Самуил — назорей Божий

   Самуил был сыном Елканы, левита из поколения Каафа (см. 1 Пар. 6:33–38), а потому по праву рождения он мог совершать служение при скинии собрания. Само рождение Самуила стало чудом. Бесплодная жена Елканы Анна в искренней молитве просила Господа дать ей сына и обещала посвятить ребенка на служение Господу, сделав его назореем (см. 1 Цар. 1:11).

   Самуил был рожден предположительно в то время, когда жил Самсон. Рождение Самсона также было чудом: ангел Божий обещал матери Самсона, неплодной, рождение сына, который должен стать назореем (см. Суд. 13:2–5). Но первый назорей, Самсон, рожденный благодаря чуду, не справился со своей задачей избавления Израиля, полюбив человеческое больше, чем Божье. Самуил, в отличие от Самсона, не обладал какими-то сверхспособностями и не принимал участия в военных действиях. Однако именно Самуил стал тем, кто выполнил задачу, возлагавшуюся на назорея, — обратил сердца людей к поклонению Господу (см. 1 Цар. 7:2) и избавил на долгое время Израиль от притеснения врагов, принес мир стране, став последним судьей Израиля (см. 1 Цар. 7:13–17).

Самуил — пророк, продолживший дело Моисея

   «Слово Господне было редко в те дни, видения были не часты» (1 Цар. 3:1); «И узнал весь Израиль от Дана до Вирсавии, что Самуил удостоен быть пророком Господним» (1 Цар. 3:20). Эти стихи характеризуют и идею книги Самуила, и ту роль, которую сам Самуил сыграл для нации, для будущего всего народа. В этих текстах мы также можем заметить важность пророческого служения для духовного состояния народа. Также в этих стихах, как и в других, мы видим, что именно Самуил стал первым из пророков, которые должны были появиться в Израиле и продолжить дело, начатое Моисеем (см. Деян. 3:22–24; Втор. 18:15).

   Что же было особенного в этом человеке? Почему он смог сделать то, чего не смог сделать ни Самсон, ни другие судьи Израиля до него? Почему именно его именем в иудейской традиции названы две книги, повествующие о становлении израильской монархии, и именно с описания его рождения эти книги начинаются? Почему Самуил упоминается в Писании в одном ряду с Моисеем и Аароном как один из наиболее близких к Господу людей в истории Израиля (см. Пс. 98:6; Иер. 15:1)? Почему он был удостоен стать пророком Господним, которого должен был слушать народ?

   Ответы на эти вопросы предельно просты и очевидны. С самого детства и до последних дней своей жизни Самуил делал только то, что говорил ему Бог. Целью всей жизни Самуила было служение Господу, исполнение Его воли и научение народа следованию за Всевышним. Ни одного важного решения он не принял, не обратившись к Господу в молитве. Все оценивал он лишь с точки зрения того, угодно ли это Господу. Никаких других критериев для Самуила не существовало — ни успех, ни выгода, ни победа в войне, ни что-либо другое не затмевали от него самого главного: в чем состоит воля Божья.

Самуил — муж молитвы

   Самуил назван пророком, прозорливцем, провидцем (см. 1 Пар. 9:22; 26:28; 29:29 и др.). В народе его весьма уважали и боялись (см. 1 Цар. 9:6–9; 12:4; 16:4). Самуил был мужем молитвы (см. Пс. 98:6). И именно его молитвы спасли Израиль от филистимлян, и они до конца жизни Самуила не осмеливались больше нападать на израильтян (см. 1 Цар. 7:7–13). Даже упрекая народ в совершенном грехе, Самуил говорит: «Я также не допущу себе греха пред Господом, чтобы перестать молиться за вас» (1 Цар. 12:23).

   Каждая речь Самуила была богоцентричной. Он призывал народ обратиться к Господу всем сердцем, служить Ему и бояться Его (см. 1 Цар. 7:3; 12:20–25). Он у Господа спрашивал о том, что делать в тех или иных ситуациях, и в точности пересказывал народу и отдельным людям слова Божьи (см. 1 Цар. 3:18; 8:10; 15:1–3, 16). Ни одно из слов Самуила не осталось неисполнившимся (см. 1 Цар. 3:19); это само по себе говорит о том, что Самуил передавал народу лишь слова Божьи.

   Самуил, конечно же, не был идеальным, он, как и все, был человеком, со своими слабостями. В Писании мы встречаем как минимум три момента, когда какие-то человеческие качества Самуила выходили на первый план. Все они описаны в одном эпизоде в 1 Цар. 15, 16. Это те моменты, когда Самуил печалился о Сауле, которого отверг Господь (см. 1 Цар. 15:35), когда Самуил боялся идти в Вифлеем, потому что Саул мог его убить (см. 1 Цар. 16:2), и когда Самуил стал по внешним признакам судить о том, кто из сыновей Иессея должен стать помазанником Божьим (см. 1 Цар. 16:6). Это был сложный для Самуила период в жизни, когда, вероятно, его вера несколько пошатнулась из-за неудачи с Саулом. Однако даже здесь мы видим, что Самуил не принимает решений исходя из своих страхов и мыслей, но слушает Господа и поступает только так, как того желает Всевышний.

Самуил — трагический персонаж Библии

   Как и многие другие библейские пророки, Самуил является трагическим персонажем. Он вырос в святилище и провел свою жизнь в отрыве от семьи, рядом не с богобоязненной матерью, а с развратными сыновьями Илия. Его собственная семья также причиняла ему боль и беспокойство, потому что его дети стали совершать беззакония. Тот царь, которого Самуил помазал и на которого возлагал огромные надежды, отступил от Господа. Другой молодой человек, Давид, которого Самуил помазал в цари вместо Саула, при жизни Самуила так и не стал царем, а был лишь преследуемым беглецом, жизнь которого постоянно висела на волоске. Самуил умер, видя, как дело его жизни рушится; как царь народа Божьего истребляет священников Господних; он так и не стал свидетелем того, как истинный помазанник Божий становится царем и исполнителем воли Всевышнего.

   Однако Самуил был достойным пророком Божьим. Он был уважаем и любим всем народом, и умер своей смертью, дожив до глубокой старости. А главное — в течение всей своей жизни он сохранил неизменное повиновение воле Всевышнего и потому стал одним из великих людей в истории Израиля.

Самуил — герой веры (Евр. 11:32)

   И действительно, Самуил немало совершил для Господа и Его народа. «Самуил взял на себя руководство Израилем в самый трудный момент истории избранного народа, когда тот был близок к исчезновению. Возродив в сердцах людей веру в Бога, он возвратил этой нации будущность, цель и понимание собственного предназначения» (Джеймс Смит. Исторические книги Ветхого Завета, с. 227). Благодаря Самуилу «обратился весь дом Израилев к Господу» (1 Цар. 7:2). Он избавил Израиль от притеснителей (см. 1 Цар.7:13, 14), организовал пророческую школу (см. 1 Цар. 19:20), «чтобы препятствовать всеобщему разложению, уберечь юношество на должной нравственной и духовной высоте и способствовать дальнейшему процветанию нации» (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 593). Он помазал от имени Господа двух первых царей Израиля, установив тем самым как Божественный авторитет царской власти, так и ответственность всех царей перед Богом за духовное состояние нации. Он заложил основы для восприятия событий израильской истории с точки зрения Бога и Его пророков, а не с точки зрения военных, экономических и социальных успехов царства. Значительную часть самой истории Саула и Давида он записал лично для будущих поколений (см. 1 Пар. 29:29). Он же дал важнейшее истолкование ветхозаветной религии, поставив послушание Господу выше предписанных законом ритуалов и жертвоприношений (см. 1 Цар. 15:22, 23). Но и сами ритуалы он ревностно исполнял, празднуя Пасху по всем установлениям (см. 2 Пар. 35:18). Самуил назван первым в череде пророков, предвещавших приход Мессии (см. Деян. 3:22–24). И, наконец, он включен в список героев веры (см. Евр. 11:32).

   Этот пророк, не ослушавшийся Бога ни в чем, и сегодня остается для нас, живущих спустя три тысячи лет, примером преданности делу Божьему, посвященности служению, богоцентричности взглядов, послушания воле Господа и действенной ходатайственной молитвы за народ Божий.

Сергей Давидоглу, преподаватель Заокской духовной академии.
Из журнала: Адвентистский вестник 03/201
admin 26-04-2018, 09:11 1 099 0

Комментарии


Добавление комментария

Социальные комментарии Cackle
Мир Библии