Мир Библии » Статьи и материалы » Не сотвори себе кумира

Не сотвори себе кумира

Не сотвори себе кумираНе сотвори себе кумира

 
   Когда человек представляет себе внешность Бога, ему всегда свойственно заблуждаться. Поэтому вторая из десяти Божьих заповедей предостерегает нас от практики воображать и «творить» Бога по своим ограниченным человеческим представлениям. Ведь важно не то, как выглядит Бог, а как он ко мне относится.

Упущенное из виду

   Словосочетание «десять заповедей» вошло в наш обиход и стало употребляться по отношению к общим принципам человеческой порядочности. Иными словами, часто люди считают, что если они не делают никому ничего плохого, то в этом и заключается исполнение Десяти Заповедей. Но такое представление далеко не полное. Однажды Иисус Христос, отвечая человеку на вопрос о том, какая наибольшая заповедь в Божьем законе, указал на два принципа, лежащих в его основе. Это любовь к Богу и любовь к ближнему: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим... возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Библия. От Матфея 22:37–40).

   Многие упускают из виду первую часть заповедей Десятисловного Закона, а также и его основополагающий принцип – возлюби Бога. Они скорее обращают внимание на вторую половину заповедей, которая регулирует взаимоотношения между людьми и основывается на принципе – возлюби ближнего. К сожалению, не все осознают, что без нормальных отношений с Создателем невозможно быть гармоничной личностью. Именно поэтому первые четыре из десяти заповедей регулируют наши взаимоотношения с Богом, а остальные шесть – с людьми.

Бог ни на кого не похож

   Вторая заповедь Божьего Десятисловного Закона требует от человека: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им» (Библия. Исход 20:4–6). На первый взгляд, кажется, что эта заповедь сегодня не актуальна, так как запрещает идолопоклонство и языческие культы. Ведь все эти мифические божки уже много столетий являются достоянием истории и отжили свой век. На самом деле о проблеме поклонения иным богам говорится в первой заповеди: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Библия. Исход 20:3). Во второй же заповеди внимание концентрируется не столько на запрете поклоняться иным богам (хотя к ним заповедь тоже имеет отношение), сколько на запрете создавать образ Бога по своим представлениям. Справедливо писал еврейский мыслитель Моисей Маймонид: «Бог ни на что и ни на кого не похож. Его облик не представим для человеческого воображения».

Плод фантазий

   С начала IV века, когда император Константин легализовал христианство и сделал его государственной религией, христиане обрели свободу распространять евангельскую весть среди варварских племен. Язычники-варвары не имели терпения слушать чтение библейских историй, и из-за этого христианские учителя начали рисовать картины, которые иллюстрировали эти библейские сюжеты. Так появились первые иконы, ставшие объектами для поклонения.

   С одной стороны, можно понять тех христиан, которые, желая более близкого ощущения присутствия Божьего, хотят представить Его образ. С другой стороны, даже лик Иисуса, изображенный как на старых иконах, так и на современных портретах, является плодом человеческой фантазии, смешанной с культурой и менталитетом того или иного народа.

   Так, например, одна москвичка с упоением рассказывала о том, что когда она молится, ей представляется образ Иисуса, голубоглазого с длинными русыми волосами до плеч. Типичный образ славянского красавца. Однако такое описание облика Иисуса вызвало бы удивление у чернокожих прихожан одной из американских церквей. Этот образ русоволосого красавца славянской внешности никак не вписывался бы и в традиционные представления о красоте, присущие жителям Карибских островов.

«Всевышний» из золота

   О проблеме воображения Бога предупреждает пророк Моисей, обращаясь со своей последней речью к древним израильтянам: «И говорил Господь к вам из среды огня; глас слов Его вы слышали, но образа не видели, а только глас... Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо гада, ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли; и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им» (Библия. Второзаконие 4:12–19).

   Эти слова наставления связаны с одним печальным событием, которое произошло за сорок лет до этого. Тогда израильский народ находился у подножия горы Синай в ожидании своего вождя Моисея, который поднялся на вершину, чтобы получить откровение от Всевышнего.

   Явление Славы Божьей на вершине Синая было весьма впечатляющим и даже устрашающим. Оно сопровождалось потрясающими происшествиями: «При наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане. Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее» (Библия. Исход 19:16–19).

   Однако Моисей пробыл на горе Синай в Божьем присутствии не день и не два, а целых сорок дней. Как ни странно, явление Божьей Славы на горе начало народу «приедаться». Изо дня в день все те же громы, молнии и трубный звук. Постепенно люди привыкли к этим явлениям и возжелали нового источника чувственной подпитки. «Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось» (Библия. Исход 32:1). Иными словами, в народе не собирались сделать себе какого-либо языческого бога для поклонения. Они просто пожелали сделать себе объект, который бы наглядно представлял им истинного Бога – того Бога, который вывел их из египетского рабства. «Всевышнего» изготовили из золота. Учитывая представления, существовавшие в то время, получилась уродливая статуя быка.

Вера от Слова

   История с изготовлением золотого «Бога» весьма показательна и раскрывает глубинные проблемы, о которых говорит Вторая заповедь. Бог не желает, чтобы грешные люди познавали Его через зрение. Несмотря на то, что зрение является самым главным органом чувств, эти чувства весьма обманчивы. И хотя многие христиане считают допустимым поклонение Богу через «лицезрение образа Христа», апостол Павел в Священном Писании однозначно делает противопоставление между верой и зрительным восприятием: «Ибо мы ходим верою, а не видением»; «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Библия. 1-е Коринфянам 5:7; Евреям 11:1).

   Удивительно, но вместо использования зрения Павел предлагает обрести веру с помощью слуха: «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Библия. Римлянам 10:17).

   Павел здесь ссылается на древнюю традицию чтения Священного Писания вслух для тех, кто был неграмотен и, конечно, не имел священные рукописи у себя дома. Ведь фактически до начала ХХ века большинство людей не могло узнать содержание Божьего Слова, если кто-нибудь не читал им Библию. Всеобщая грамотность и доступная цена на Библию стали достоянием человечества только в последние сто с лишним лет. Таким образом, для иудеев и христиан первого века нашей эры синагогальное чтение свитков Священного Писания вслух было единственным источником познания Слова Божьего. Cлушая и запоминая текст Божественного откровения, они обретали веру и познание о Боге.

«Чудеса» вместо Библии

   Когда традиционное христианство отказалось от богослужебного чтения и изучения Библии, притом на понятном для всех языке, и заменило его на иконопочитание, это привело к необратимым последствиям. Постепенно, уже в период империи Карла Великого, миссионерская деятельность католических проповедников свелась к демонстрации чудес, которые, по их утверждению, совершали мощи святых. Несколько веков спустя чудотворная икона Владимирской Богоматери, якобы написанная евангелистом Лукой, стала избавлять Русь от татаро-монгольского ига. Насколько это средство было эффективным, мы знаем из истории.

Тихий голос Создателя

   Недооценка значения второй заповеди в духовной жизни человека разрушает наши познания о Всевышнем. Стремясь к чувственному познанию Бога, мы отрываем себя от познания Его Слова, Его воли и принципов, в согласии с которыми Он желает, чтобы мы жили. Конечно, Бог непременно совершает в жизни верующего человека великое, и многие из них могут поделиться удивительными чудесами, которые совершал любящий Господь на их жизненном пути. Однако наша вера в Бога не может основываться исключительно на чудесах, так как будет охладевать, как скоро закончатся острые ощущения.

   Именно это хотел донести Владыка Господь пророку Илии, когда тот пришел к Нему на гору Хорив (Синай): «И сказал: выйди и стань на горе пред лицом Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра» (Библия. 1-я Царств 19:11–12).

   В древнееврейском оригинале выражение «веяние тихого ветра» звучит как «тихий спокойный голос» или как «слабый голос в молчании». К такому голосу Бог хочет нас приучить. Голосом Святого Духа Он желает разговаривать с нами, открываясь нам в Своем Сыне Иисусе Христе через Священное Писание и через приближение к Нему в молитве и поклонении: «Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня» (Библия. Второзаконие 4:15).

Образ Отца в сущности Сына

   Затрагивая тему образа Божьего, апостол Иоанн написал: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Библия. От Иоанна 1:17–18). Чем явил? Видимым образом, ходя по земле, или Своей сущностью? Конечно же, Своей Божественной сущностью. Обретая больше познаний в Библии об Иисусе Христе, мы увидим истинную сущность Бога Отца – Его любовь, милость, заботу, защиту, милосердие и т. д. Только благодаря Христу мы можем верой видеть Невидимого и поклоняться, и служить Ему, потому что всем Своим естеством Спаситель показал нам характер и намерения Небесного Отца по отношению к нам.

   И потому вторая заповедь звучит сквозь тысячелетия и до сего дня: «Не делай себе кумира и никакого изображения». Настоящий верующий в Бога человек ищет не Его видимого образа, но Его личного живого присутствия в своем сердце и жизни.

Александр Болотников,
Директор Научно-исследовательского Центра "Шалом"
Из журнала: Акцент 02.2014
admin 4-04-2018, 08:04 1 186 0

Комментарии


Добавление комментария

Cackle
Мир Библии