Мир Библии » Статьи и материалы » Моисей: нелегкий путь от сомнений к вере

Моисей: нелегкий путь от сомнений к вере

Моисей: нелегкий путь от сомнений к вереМоисей: нелегкий путь от сомнений к вере

 
   Моисей, без сомнения, является одним из величайших лидеров Ветхого Завета. Тора, или Пятикнижие, — это та основа, на которой базируются все последующие книги Библии. Соответственно, ее автор — это непререкаемый авторитет как в иудаизме, так и в христианстве. Ну а его жизнь — это пример героизма, мужества, стойкости и глубокой веры.

Национальное самосознание Моисея

   Книга Исход интересным образом описывает, как происходило национальное самоопределение Моисея и становление его как личности. Моисей с самого начала представлен нам как еврей, потомок Левия, человек, рожденный быть рабом (см. Исх. 2). Однако в его жизни происходит удивительный поворот, когда его усыновляет дочь фараона. Она не просто усыновляет его, но и дает ему имя — Моисей, что значит «извлеченный из воды». Данное имя не еврейского происхождения, что дает нам небольшой намек: теперь Моисей может выбирать, кем ему стать: либо египтянином, либо евреем. И мы знаем тот выбор, который сделал будущий пророк. Однажды, увидев, как его соотечественники страдают в египетском рабстве, Моисей решается вступиться за них. Впоследствии апостол Павел охарактеризует это как шаг веры. Действительно, Моисей, перед которым наверняка открывались большие перспективы в Египте, ставит под сомнение все свое будущее, став на сторону рабов.

   Однако здесь мы видим неожиданный поворот в повествовании. Израильтяне сами не принимают его за своего. Когда двое евреев ссорились друг с другом и Моисей попытался их помирить, они задают ему вопрос: «Кто поставил тебя начальником и судьею над нами?» (Исх. 2:14). Другими словами, они спрашивают его: «Кто ты такой?». Таким образом, хотя он сам и хочет быть евреем, но стать евреем ему не удается.

   Он убегает от преследований фараона, встречается с дочерьми Рагуила, защищает их от других пастухов. Те, в свою очередь, оказывают ему гостеприимство, и здесь новая интересная деталь. Они представляют его своему отцу как египтянина: «Какой-то Египтянин защитил нас от пастухов» (Исх. 2:19). Конечно, скорее всего, Моисей был одет как египтянин и поэтому был так охарактеризован дочерьми Рагуила. Но уже тот факт, что он все еще «Египтянин», красноречиво свидетельствует о том, что стать опять евреем ему пока так и не удалось. Моисей долгие годы живет у своего тестя, и, когда Господь является ему в горящем кусте, он предстает перед нами как пастух Иофора, «священника мадиамского». Итак, теперь Моисей уже и не еврей, и не египтянин. Назвав своего сына Гирсамом, он сам свидетельствует о себе, что он человек без национальности — пришелец в чужой земле. Более того, тот факт, что он не обрезывает своего сына (см. Исх. 4:24, 25), указывает на то, что он уже и евреем себя не считает.

Сомнения Моисея

   Характерной чертой Библии является то, что она не приукрашивает повествования о жизни ее героев, показывая как сильные черты их характера, так и их слабости. И в этом плане Моисей не исключение. В третьей главе книги Исход Моисей предстает перед нами как человек очень неуверенный и сомневающийся. И с одной стороны, это легко понять: потерпев неудачу в молодости, он, скорее всего, разочаровался. Будучи уже восьмидесяти лет, он, наверное, считал, что до конца своих дней будет продолжать пасти овец и ничего особенного в его жизни не произойдет. Однако у Бога были другие планы.

   Бог обращается к Моисею и приглашает его принять участие в деле спасения Израиля. А Моисей в ответ на Божий призыв отвечает своими собственными вопросами. И первый вопрос, который задает будущий пророк, весьма примечателен. Он спрашивает у Бога: «Кто я, чтобы мне идти к фараону?» (Исх. 3:11). Этот вопрос перекликается с тем вопросом, который некогда ему задали два дерущихся еврея, а также перекликается с его собственными сомнениями: ведь он уже и не еврей, и не египтянин — он сам не знает, кто он такой. Ответ Бога также очень важен. Бог не пытается убедить Моисея в том, что он все еще израильтянин, а просто говорит ему: «Я буду с тобою» (Исх. 3:12). Другими словами, не так важно, кто такой Моисей, как то, Кто будет с ним.

   Но Моисея это не убеждает, он продолжает задавать Богу вопросы: сначала интересуется именем Бога (см. Исх. 3:13), потом переживает, что ему не поверят (см. Исх. 4:1), затем ссылается на свою косноязычность (см. Исх. 4:10), а затем и вовсе просит Бога послать кого-то другого (см. Исх. 4:13).

   Нужно отметить, что многие пророки переживали нечто подобное. Бог их призывал, но они не сразу соглашались, беспокоясь о том, смогут ли выполнить порученное им. Подобный опыт был у Исаии, Иеремии, Иезекииля. Но что касается Моисея, то здесь явно видно, что Моисей идти не хочет, а просто ищет отговорку или благовидный предлог, благодаря которому можно было бы легко отказаться. И, конечно же, нас поражает то, с каким терпением Бог относится к Моисею, терпеливо отвечая на все его вопросы. Но в конце концов даже Бог разгорелся гневом на строптивого пророка (см. Исх. 4:14).

   Разговор Моисея с Богом обрывается как-то внезапно, Писание ничего не говорит нам о том, убедил ли Бог Моисея. Но некоторые факты позволяют нам предположить, что скорее всего нет. Слова, с которыми Моисей обращается к своему тестю после возвращения с горы Хорив, весьма показательны: «Пойду я, и возвращусь к братьям моим, которые в Египте, и посмотрю, живы ли еще они?». С одной стороны, из этой фразы видно, что Моисей вспомнил о том, что он еврей, но с другой стороны, поражает то, что он ни словом не обмолвился о явлении Господа и о порученной великой миссии. А ведь Иофор был человеком Божьим, и даже священником. Другой факт, который также свидетельствует не в пользу Моисея, это происшествие, приключившееся с ним по дороге в Египет. Ангел Господень хотел умертвить его из-за того, что его сын не был обрезан (см. Исх. 4:24, 25). Интересно то, что здесь главную роль сыграла жена Моисея, а не он сам.

   Тут мы встречаемся с некоторым парадоксом: Моисей идет в Египет, чтобы выполнить миссию, порученную ему Богом, но сам он вовсе не является примером человека веры. Это видно и из последующего повествования. Когда фараон отказался отпустить израильтян, а сами израильтяне начали упрекать Моисея (см. Исх. 5:21), Моисей, в свою очередь, начинает упрекать Бога (см. Исх. 5:22, 23). В этих словах слышна горечь разочарования: «И обратился Моисей к Господу и сказал: Господи! для чего Ты подвергнул такому бедствию народ сей, для чего послал меня? Ибо с того времени, как я пришел к фараону и стал говорить именем Твоим, он начал хуже поступать с народом сим; избавить же, — Ты не избавил народа Твоего».

   Когда же Моисей стал человеком веры?

Моисей герой веры

   Однако мы видим, что в конце концов Моисей становится человеком великой веры. Интересно проследить, как происходили изменения в его сознании. На протяжении всей шестой главы Моисей все еще сомневается. Он опять задает Богу вопрос: «Вот, сыны Израилевы не слушают меня; как же послушает меня фараон? а я не словесен» (Исх. 6:12). Но примечательно то, что Моисей и Аарон, хотя и имеют много опасений и сомнений, все-таки во всем следуют повелениям Бога (см. Исх. 7:6, 10, 20). Писание как будто специально делает на этом акцент, подчеркивая, что Моисей и Аарон сделали все, как повелел им Господь. И в результате вера Моисея возрастает. Он видит, как сбывается все то, о чем говорил Бог. Более того, поведение Моисея меняется после второй казни. Когда фараон просит помолиться о нем, чтобы жабы исчезли, Моисей уже совсем не сомневается. Он действует очень уверенно (см. Исх. 8:9, 10). Примечательно, что если раньше Моисей все делал по слову Бога, теперь уже Господь действует по слову Моисея (см. Исх. 8:13). Чем больше Моисей общается с Богом, тем более возрастает его вера. Потом, когда израильтяне, зажатые с одной стороны морем, а с другой — армией фараона, ропщут и упрекают Моисея, Моисей абсолютно спокоен. Его слова — пример твердой веры: «Не бойтесь, стойте — и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам ныне, ибо Египтян, которых видите вы ныне, более не увидите вовеки; Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны» (Исх. 14:13, 14).

Моисей Пророк

   Моисей стал примером пророка для всех последующих поколений. На границе обетованной земли, когда служение Моисея уже подошло к завершению, Господь обратился к нему с очень важными словами: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого, как ты...» (Втор. 18:18). Данный текст говорит об утверждении в Израиле института пророков, которые отныне будут возвещать последующим поколениям весть от Бога. И Господь говорит Моисею, что грядущие пророки «будут, как ты». Таким образом, Моисей — это пример всех будущих пророков. И надо отметить, что многие последующие пророки действительно во многом походили на Моисея. Если, к примеру, взять пророка Илию, то его жизнь и служение во многом напоминают жизнь и служение Моисея. Илия, как и Моисей, разделяет воду (см. 4 Цар. 2:8); идет на гору, где получает откровение от Бога (3 Цар. 19:8), ему, как и Моисею, была явлена слава Господня (см. 3 Цар. 19:11, 12); как никто не знал места погребения Моисея, так и могилы Илии нет на этой земле.

   И, конечно же, слова из книги Второзаконие (18:18, 19) являются мессианским пророчеством. Ведь Пророк, о Котором здесь идет речь, это также и долгожданный Мессия, Иисус Христос. Поэтому Моисей является прообразом Самого Иисуса. Ведь Иисус, как и Моисей, должен быть посредником установления завета. Евангелие от Матфея, наверное, как никакое другое, подчеркивает эту черту миссии Иисуса. Христос у Матфея представлен как второй Моисей: Он проходит через опыт искушений в пустыне, как Моисей вместе с израильским народом; произносит пять больших проповедей (как пять книг, написанных Моисеем), и т. д.

   Жизнь Моисея заканчивается на грустной ноте: он стоит на границе обетованной земли, он обозревает ее с вершины горы Нево, однако войти в нее не может. Но Бог приготовил для него нечто лучшее. В Писании только сказано, что никто не знает, где похоронили Моисея (см. Втор. 34:7). Уже из Нового Завета мы знаем, что был спор о Моисеевом теле (см. Иуд. 9). Это свидетельствует о том, что Моисей не дожидался воскресения всех мертвых, а был воскрешен сразу же после смерти. Мы также знаем, что во время преображения Христа он вместе с Илией подкреплял Иисуса (см. Мф. 17:3).

   Однажды Господь пообещал Моисею, что Он будет с ним всегда (см. Исх. 3:12). Именно присутствие Бога в жизни Моисея и сделало его великим пророком. Он стал орудием Божьим в выполнении важной миссии. И в этом мы можем подражать ему. Как некогда сказала Э. Уайт: «Сколько пользы принесет тот, кто, забыв свое „я", дает возможность Духу Святому действовать на свое сердце и полностью посвящает жизнь Богу...» (Сыновья и дочери Бога, 23 января 2000 г.).

Феликс Понятовский, проректор по учебно-академической работе УГИ.
Из журнала: Адвентистский вестник 02.2016
admin 3-04-2018, 13:10 1 483 0

Комментарии


Добавление комментария

Cackle
Мир Библии