» » Нужны ли христианам изображения Христа?

Нужны ли христианам изображения Христа?

Нужны ли христианам изображения Христа?   Христос – на слайдах, на картинах, на обложках книг, на календарях… В белых одеждах и на кресте… Нужно ли изображать Христа? Не нарушаем ли мы вторую заповедь?


   Этот вопрос время от времени возникает. То там то здесь, в разных городах его задают пасторам, руководителям, Богу. Не миновал он и меня.


   Вторая заповедь Закона как будто не благоволит ко всякому, кто имеет дерзновение изобразить Бога руками человеческими. Однако в церкви, называющей себя Христовой, имеющей особое поручение от Господа, проповедующей и возвещающей последний призыв Божий – тем не менее, мы видим изображения Бога. И довольно часто.


   Предлагаю разбираться не с конца – «а зачем?» – а с начала, от Библии. А действительно ли существует запрет на создание изображений Бога? Что, собственно говоря, запрещает вторая заповедь?


   Вот её текст, как он изложен в 20 главе Исхода:


«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. (Исх. 20:4-6).


   Обращает на себя внимание несколько основных положений этой заповеди.


   Первое. КУМИР – это изображение или изваяние, используемое для поклонения божествам. Никогда кумиры не изготавливались просто как произведения искусства, для того, чтобы украшать ими помещения или здания. В наше время образцом кумиров могут служить иконы. Да существуют коллекционеры икон. Да в очень редких случаях иконы используются просто как «стильная живопись». Но основное назначение икон – православное каноническое богопоклонение. Итак – слово кумир заключает в себе две неразделимые составляющие – это изображение или изваяние для поклонения.


   Второе. «Никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли». Если читать этот текст, так как он написан, то получается что художественный промысел и вообще изобразительное искусство в этой заповеди попадает под полный запрет. Т. е. если мы пытаемся говорить о том, что запрещено изображать Бога, то чтобы быть последовательными, мы должны признать, что под запрет попадает и вообще вся деятельность художников и скульпторов. Однако мы знаем, что это не так. И Сам Бог в описании устройства скинии детально описал, какие должны быть в скинии изображения и изваяния.


   Третье. Как и в случае с кумирами, текст второй заповеди включает в себя ещё и упоминание о поклонении. «Не поклоняйся им и не служи им…». Мы ни в коем случае не можем разделять заповедь на части и поступать с ней по принципу «тут читаем, тут не читаем…». Заповедь, если читать её полностью запрещает изготовление изображений или изваяний, традиционно используемых для поклонения, изготовленных по определённым канонам, и поклонение этим изображениям или изваяниям. Причём доминанта заповеди приходится как раз на вторую её часть – поклонение! Эта доминанта – общая для всех четырёх заповедей, регулирующая отношения между человеком и Богом. Первая – запрещает поклонение какому либо другому богу, кроме Единого. Вторая – поклонение изображениям, изваяниям. Третья – употребление имени Бога не для поклонения. Четвёртая говорит о поклонении Богу как Творцу. Идея поклонения Богу и проблемы связанные с нарушением принципов поклонения – эта идея проходит через всю Библию.


   Исходя из приведенных наблюдений, можно сделать вывод, что само по себе изготовление изображений или изваяний Бога, как таковое, НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ГРЕХОМ И НЕ ЗАПРЕЩЕНО. Мы можем сколько угодно размышлять о том, что это опасно, и что это может стать поводом для идолопоклонства. Но с таким же успехом мы можем размышлять и о том, насколько опасно (и, стало быть – насколько нравственно) производство ножей, топоров, вилок, и другого режущего и колющего инструмента и инвентаря. А также их хранение и использование.


   С другой стороны, объективности ради, мы должны признать, что Бог всё же хотел бы оградить нас от чрезмерного увлечения изображениями. Как впрочем, и от всех других крайностей. Вот текст из Втор. 4:15-16.


«Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира…»


   Этот текст говорит нам о том, что Бог намеренно скрыл Свой образ в тот момент, когда говорил с народом на горе Синай. И объяснил почему – чрезмерное увлечение изображениями может привести к идолопоклонству. Однако, если читать этот текст внимательно и ДО КОНЦА то мы снова увидим, что главное в этом тексте – поклонение. Кроме того, если другие тексты, где Бог ОТКРЫВАЕТ Свой образ. Например Исх. 24:10-11.


«и видели Бога Израилева; и под ногами Его нечто подобное работе из чистого сапфира и, как самое небо, ясное. И Он не простер руки Своей на избранных из сынов Израилевых: они видели Бога, и ели и пили…»


   Есть ещё множество текстов – читающий их несомненно помнит, где ясно показано, что Бог в некоторых случаях открывает Свой зримый образ человеку.


   Почему же, несмотря на столь очевидные свидетельства, вопрос об изготовлении и использовании изображений Бога в церкви, периодически всё же возникает? Думаю, дело здесь  всё-таки не в изображениях вообще. Для того, чтобы понять этот феномен до конце, нужно исследовать вопрос – а каковы предпосылки, движущие мотивы всех этих разговоров, обвинений, призывов? Если рассмотреть их все – не только тех, кто ратует за очищение церкви от «идолов» но и многих других – тех, кто хотел бы видеть наших сестёр в платках и исключительно «на скамеечке», а не за кафедрой. Тех, кто доказывает что «языческая» доктрина о триединстве должна быть исторгнута из перечня доктрин АСД. Если внимательно изучить эти явления, на предмет мотивов, движущих людьми, проявляющими такую чрезмерную бдительность, то можно сделать интересные выводы. Но, об этом в следующий раз.


   Пока же хотелось бы остановиться и сделать вывод.


   Библия не запрещает изготовление изображений Бога. Если отбросить демагогию, философию, и следовать только тексту Писания, то нам не удастся доказать, что запрет существует. С другой стороны, мы должны понимать, что чрезмерное увлечение изображениями Божества действительно может привести нас к идолопоклонству. Однако, опасаясь одной крайности нам не следует вдаваться в противоположную. Не стоит осуждать тех кто рисует Бога, тех кто использует изображения Христа на календарях, на слайдах… И вообще – не стоит осуждать, судить, — вот это действительно запрещено! Путь лучше благодать Божия и доброе слово поддержки и братолюбия пребывает с нами всегда.


Источник: Служение



Поделитесь с друзьями
 
admin 2-04-2013, 17:06 2 768 0

Комментарии


Добавление комментария

Социальные комментарии Cackle
Мир Библии