Мир Библии » Статьи и материалы » Суббота в XXI веке

Суббота в XXI веке

Суббота в XXI векеСуббота в XXI веке

 
«Быть или не быть — вот в чем вопрос», — эти слова произносит Гамлет в одной из самых влиятельных и популярных трагедий Шекспира. Адвентисты часто перефразируют символическую цитату английского поэта так: «Соблюдать или не соблюдать — вот в чем вопрос», поскольку они размышляют о соблюдении святости субботы в мире, в котором святость распознать нелегко, а вот время имеет первостепенное значение.

Следует ли в субботу покупать билет на автобус или на поезд? Можно ли нам в субботу пойти на пляж или на бейсбольную игру? Как насчет приготовления пищи для почетного гостя? И как относиться к тем, кто выписывает чек в субботу для оплаты чего-либо (включая чек, предназначенный для сбора пожертвований)?

В течение тысячелетий многие люди задавались подобными вопросами. Что в действительности значат слова «святить субботу»? Как субботний покой влияет на людей, живущих в мире, находящемся в постоянном движении, 24 часа, семь дней в неделю?

Для того чтобы найти ответы на подобные вопросы, раскрывая для себя библейское значение субботы, давайте посмотрим на пять основных причин, по которым стоит помнить и святить субботний день.

1. В начале...


Использование фразы «в начале…» — это эффектный способ начать повествование. С самого начала Писание напоминает нам, что время является частью Божьего творческого набора. Он говорит во времени, и Творение происходит во времени. Вечер и утро составляют первый день, затем идет второй день, третий день, и так мы приходим к шестому дню. Бог в восторге от Своей работы, и библейский рассказчик говорит нам, что после сотворения человечества в шестой день «увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31).

Однако Бог еще не завершил Свой труд. Он радуется тому, что видит, но впереди еще один день, который ждет своего завершения. Седьмой день Творения уникален — и в используемых словесных формах, и в предлагаемой целенаправленности. Бог завершает Свой труд и пребывает в покое (см. Быт. 2:2, 3). Этот покой представляет собой кульминацию Творения и приглашение отдохнуть бок о бок с Творцом.

До грехопадения целостность являлась ключевой характеристикой Божьего творения. Эта цельность охватывала отношения, включая отношения Адама и Евы или отношения между человечеством и остальным творением, а также их отношения с Творцом. Божий субботний покой также является выражением Его сильной любви; Он хотел провести время со Своим творением.

Заповедь о субботе, записанная в книге Исход (см. 20:8–11), является не только самой длинной заповедью, где используется четкая синтаксическая структура, но и открытым приглашением «помнить», перекликающимся с первыми двумя главами книги Бытие и святостью, которая приходит от общения с Творцом. Божье присутствие делает день субботний святым. В конечном счете именно эта деятельность Божественного творения формирует основание для того, чтобы помнить субботу и хранить ее святой (см. Исх. 20:11).

2. Наконец-то свободны


Суббота не только тесно связана с Творением; Сам Законодатель помогает нам понять еще больший ее масштаб, о котором написано в книге Второзаконие 5:12–15. Моисей наставляет Израиль после 40-летнего скитания по пустыне (см. Втор. 1:1–5) и пересказывает историю Израиля, обучая новое поколение. Весьма любопытно, что обоснование соблюдения субботы, о котором записано в книге Второзаконие 5:15, сосредоточено не на Творении, а на Божьем освобождении Израиля от Египта.

Искупление является неотъемлемой частью «субботнего пакета» в Священном Писании. Фактически Втор. 5:15 представляет сознательную контекстуализацию для нового поколения, делая неявное явным. Божье Творение не делило мир на господина и раба, но предлагало равенство. Все творение в равной степени зависело от Творца и получило жизнь от Божественного Создателя. Суббота — это великий уравнитель, когда мы все сидим за столом Божьей благодати и наслаждаемся общением с искупленными. Социальные, гендерные и этнические различия становятся неуместными, потому что именно Бог вывел нас из «Египта» — и Он сделал это «рукою крепкою и мышцею высокою» (Втор. 5:15).

Представьте себе, что произошло бы, если бы мы могли помнить каждую субботу о том, что были выведены из нашего Египта и Вавилона, полного зависимости, ненависти, эгоцентризма и самодовольства. Суббота освобождает нас от наших ошибочных попыток произвести праведность и святость внутри нас самих.

3. Пришелец


Творение и освобождение — это основополагающие принципы теологии библейской субботы. А как насчет пришельца? Текст Исх. 23:12 говорит именно о субботе и включает важное упоминание о «пришельце». Почему в раздел, посвященный практическим вопросам жизни Божьего народа, Бог включил еще одно упоминание о субботе, где говорится о «пришельце»?

Описание пользы соблюдения субботы в Исх. 23:12 может намекнуть нам о том, почему здесь говорится о пришельце. Людям и животным следует покоиться, чтобы они могли «отдохнуть». На иврите здесь употребляется глагол, описывающий отдых, получаемый во время восстановления дыхания, когда человек находится в покое. Всем нам нужно восстановить дыхание и снова стать «живыми существами».

Нет сомнений в том, что субботний покой — это часть Божьей терапии для вымотанных, переработавшихся и беспокойных трудоголиков. Однако Исх. 23:12 не концентрирует на них внимание. Текст говорит о животных, о «сыне рабы твоей» и «пришельце». Этот текст говорит, что Бог заботится об угнетенных, брошенных на произвол судьбы и пришельцах. В наше время, когда беженцы и «пришельцы» постоянно присутствуют во всех регионах мира, мы хорошо поступаем, если о том, помним что Бог особенно заботится о них, и о тесной связи этого повеления с субботой.

4. Практическая сторона


Писатели Библии подчеркивают тесную связь между субботой и служением ближним. Однако именно об этом элементе библейской теологии субботы часто забывают либо игнорируют его. Эта проблема не нова. Израильские пророки писали о непонимании и насильственных действиях, направленных на бедных и притесняемых (см. Ам. 8:5, 6). Каким-то образом народ израильский забыл о том, что Божья справедливость неразрывно связана с Его Творением и спасением, охватывающим всех.

В главе 58 книги пророка Исаии выделяется еще один важный элемент субботы. В этой главе сравнивается ложное и истинное поклонение. Вторя голосу Божьему, пророк удивляется несоответствию между поиском Бога и желанием стать ближе к Нему, с одной стороны, и игнорированию праведности и угнетению людей, оказавшихся на дне общества, — с другой (см. Ис. 58:2, 3). Пост и молитва не являются хорошей заменой смиренному служению и бескорыстному жертвованию. Человеческие намерения не являются частью Божьего идеала в отношении соблюдения субботы. Скорее, мы получаем приглашение искать людей, испытывающих трудности, пленников, голодных и нагих, ходящих во тьме, имена которых, кажется, уже никто не помнит. Если мы будем честны перед собой и хорошенько рассмотрим себя в зеркале, то увидим, что мы в действительности таковы и есть.

Что происходит, когда мы признаем негласное приглашение служить ближним в день субботний? В главе 58 книги пророка Исаии дважды упоминается понятие «отрада» (ст. 13, 14). Это слово на иврите сравнительно редко используется в Ветхом Завете. Поэтические тексты часто связывают отраду в Господе с Божественными благословениями и «желаниями сердца» (Пс 36:4). В Ис. 58:13 человеческое удовольствие противопоставляется отраде в Боге. Вместо того чтобы следовать за человеческим эгоистичным зовом, Бог приглашает нас испытать совершенную отраду в открытии для себя Его поддерживающей и творческой благодати, когда мы служим угнетенным членам общества.

5. Не забывай


Отрывок Исх. 31:12–17 завершает Божье седьмое повеление о строительстве святилища. Уникальный вклад этого отрывка в библейскую теологию субботы можно увидеть прямо в самом начале: «Субботы Мои соблюдайте, ибо это — знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас». Соблюдение субботы — это не необязательное занятие для проведения свободного времени. Скорее, это Божественное повеление, символизирующее знамение между Богом и Его народом, помогающее человечеству понять истинное освящение. Ученые давно признали тесную связь между субботой и святилищем. И то, и другое подчеркивает общение между Богом и человеком — в месте и времени (ср. Исх. 25:8). И суббота, и святилище были даны Богом и отражают Божественные качества.

Но есть еще одно измерение субботы как знамения, описанного в Исх. 31:12–17. Суббота — это знамение вечного завета (ст. 16, 17), берущего свое основание в Творении. В Ветхом Завете упоминается три знамения завета — радуга (см. Быт. 9:12, 13, 17), обрезание (см. Быт. 17:11) и суббота (Исх. 31; 13; 17; Иез. 20:12, 20).

Суббота — наименее физически осязаемый из них, она подразумевает постоянный отклик человека. Субботнее знамение помогает нам знать (см. Исх. 31:13) Творца, Искупителя и Бога, освящающего нас. Суббота похожа на флаг, который поднимают каждый седьмой день, и является мнемоническим (символическим) приспособлением, потому что мы склонны забывать.

Адвентисты всегда считали весть первого ангела из Откр. 14:6, 7 указанием на субботу. Лексика, используемая в этом тексте, та же, что используется в четвертой заповеди (см. Исх. 20:11). В какой-то мере суббота становится подтекстом Божьей истории, противопоставленной истории дракона в книге Откровение. Любящий Творец противопоставляется злому обвинителю, желающему поставить под сомнение Божий характер. Друзья, Бог все еще рядом с нами, и каждая новая суббота становится знамением Его присутствия, благодати и будущего.

Заключение


Слишком часто мы отвлекаемся на тонкости того, что «нельзя» и что «можно» делать в субботу, и упускаем из виду основополагающие принципы, требующие прежде всего «покоиться в Нем». Вместо того чтобы жить по субботним принципам двадцать четыре часа семь дней в неделю, мы часто специализировались на создании списка правил приемлемого субботнего поведения. Представьте, что могло бы произойти, если бы эти принципы действительно влияли на нашу жизнь, а не только на соблюдение субботы?

Текст из Евр. 4:1–6 говорит о другом покое. Это покой вне нашей собственной праведности, покой от наших ничтожных попыток достичь святости и покой от сосредоточенности на себе. Когда мы станем более четко видеть Господина субботы (см. Мк. 2:28), мы тоже будем привлечены к Тому, Кто пришел, чтобы спасать погибших, труждающихся и надломленных.

Джеральд Клингбейл, заместитель редактора журнала «Адвентист Ревью», Генеральная Конференция Церкви АСД
Из журнала: Адвентистский Вестник-03(98)2018
admin 17-01-2021, 15:29 108 0

Комментарии


Добавление комментария

Cackle
Мир Библии