» » Пастырь и управитель

Пастырь и управитель

Пастырь и управительПастырь и управитель

 
Вопрос собственности

Вы когда-нибудь обращали внимание, как в повествовании в Евангелии от Иоанна 10 главе Добрый Пастырь настойчиво заявляет о правах собственности на овец? Он «зовет своих овец по имени» (ст. 3), Он «выводит своих овец» (ст. 4), «Я знаю Моих, и Мои знают Меня» (ст. 14), «Я жизнь Мою полагаю за овец» (ст. 15) и «Есть у Меня и другие овцы» (ст. 16). После прочтения этой истории не остается абсолютно никаких сомнений в том, кому принадлежат овцы! Приведенные из этого библейского повествования выражения Доброго Пастыря показывают, что Он рассматривает права обладания овцами не с точки зрения коммерческой выгоды, но обнаруживает страстное личное влюблённое обладание чемто настолько ценным, что Он готов пойти на крайние меры и отдать Свою жизнь за них. Этот Пастырь не просто стоит у двери, Он Сам есть дверь (ст. 7), а это означает, что если кто-то или что-то попытается нанести вред Его собственности, ему придется в первую очередь иметь дело с Ним. Но этого не произойдет! Это собственность, скрепленная глубокой и преданной любовью.

Риски управления

Добрый Пастырь нанимает управителей, как помощников пастуха, для оказания помощи в вскармливании, взращивании и заботе за овцами. Это рискованно, потому что единственный способ, которым управляющий может эффективно служить овцам, это научиться общаться с овцами голосом Пастыря. Они должны быть уверены, что качества управляющего отражают качества Пастыря и будут следовать за управ ляющим так же, как они доверчиво следуют за своим Пастырем. Риск заключается в предположении: тот же характер, та же преданность и та же любовь, которая твердо стоит вплоть до смерти. Этот риск гораздо выше, чем угроза, представляемая вором, который пытается тайно перелезть инде (ст. 1, 8), потому что вор должен взять овец силой, и может взять только одну или самое большее двух, потому что один человек больше не может унести. Управляющий же располагает доверием всего стада.

Неверный управитель

В повествовании описывается этот риск, когда говорится о неверности управляющего (наемника) (ст. 12, 13), который не претендует ни на какие права собственности, а только на вознаграждение за свой труд. Наемник рассматривает овец в качестве объектов транзакционных отношений между собой и Пастырем. Он трудится не ради преданности пастве, но только из расчета затраченного времени, трудозатрат и опасности для себя. Как таковое, овцы находятся в безопасности и ухожены только в той мере, в какой он устанавливает свои рабочие отношения с Пастырем. Пася овец, которые доверчиво следуют за его голосом, он замечает, как головы нескольких волков осторожно скользнули в темноте леса, взвешивая возможности и риски того, как бы заиметь баранину на обед. Наемник также быстро начинает взвешивать свои риски (свои, но не овец), и приходит к выводу, что такой сценарий превышает допустимую им норму риска, и убегает, бросая стадо, все время бормоча: «Мне не платят достаточно много, чтобы подвергать себя такому риску!» Овцы рассеяны, а между тем некоторых из них уже поймали и растерзали. Вот в чем заключается риск Доброго Пастыря, когда Он решает доверить овец управляющим.

Верный управитель

Иоанн в этом повествовании о Добром Пастыре не дает никаких открытых советов относительно качеств верного управляющего. Он позволяет мудрости самого великого рассказчика активировать наши умственные способности и показать творческий подход в построении мысленной модели верного управляющего. Мы могли бы прийти к заключению, что наемник не обладает всеми присущими верному управителю качествами — преданностью, любовью, верностью, но, к сожалению, это только дальше уведет нас от истины. Наемнику не принадлежат овцы, он не является верным управителем. Таким образом, встает вопрос, «действует» ли верный управитель просто как владелец и если да, то откуда же берется мотивация поступать именно так? Может ли верный управитель поддерживать такую линию поведения достаточно долго, чтобы быть зависимым, потому что он продемонстрировал поведение с низким риском, как управляющий? Будет ли в состоянии такой управитель выдержать испытание, когда заметит злобные оскалы стаи волков, появляющейся из покрова темноты, учуявшей аромат стада? Позволит ли его чувство самосохранения, наряду с отсутствием прав собственности, отдать свою жизнь за овец?

Давид, будучи тоже пастухом, в сражении со "львом и медведем” продемонстрировал именно такую преданность, которая ожидается от верного помощника пастуха (1 Цар. 17:34-36). Ободрение, которое приносит эта история, заключается в том, что Давид не позиционирует себя как владелец. Он вступает в бой с обоими хищниками с большим риском для своей жизни, чтобы спасти овец, которые не были его собственными. Главная разгадка мужества, которую мы обнаруживаем в этой истории, заключается в том, что Давид говорит об овцах, как овцах «отца своего» (ст. 34) и, таким образом мы узнаем мотивирующий фактор его готовности рисковать собой ради овец; он вел себя как хозяин в связи с его родственными отношениями со своим отцом. Овцы имели для него ценность, потому что они были ценны для его отца.

Я испытал эту действительность, будучи еще молодым человеком, когда я жил и работал на нашей семейной ферме в сельской местности в штате Миссури, США. Однажды, летним днем, когда мне было 16 лет, я работал один, и вдруг услышал неистовый лай собак, идущий с пастбища, где мой отец держал своих овец. Подумав, что дикие собаки напали на овец, я сразу же решил действовать на свой страх и риск. Я схватил в руки винтовку и побежал к овцам. Но, к сожалению, оказалось, что я только смог подтвердить свои худшие опасения: овцы лежали мертвые и искалеченные, некоторые из них были ранены и истерзаны. Я приложил немалые усилия, чтобы отогнать свору собак, но было уже поздно, они нанесли значительный ущерб стаду. В какой-то момент раненый пес вместо того, чтобы бежать, напал на меня, и то столкновение отчетливо врезалось в мою память на многие годы. Другое, что надолго запечатлелось в моей памяти, была вспышка мысли и сожаление, промелькнувшие в моей голове, когда я смотрел на всех этих мертвых или умирающих овец. Я знал, как усердно трудился мой отец, чтобы удовлетворять нужды нашей семьи, и мой ум подсчитывал потерю каждой овцы в долларовом эквиваленте, и переводил это в часы его напряженной работы. «Посвященность овцам основывается на отношениях с Отцом».

Добрый Пастырь, как управитель

В стихе 15 Добрый Пастырь идентифицирует себя и свое отношение к овцам со Своим Отцом. Решительное заявление Доброго Пастыря об обладании овцами и посвященности им зиждется на Его отношениях с Отцом. «Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец». Иисус был не только Добрым Пастырем, Он также был хорошим управителем, и образцом для подражания для всех, кто будет служить пастырем овец Его стада. Посвященность, характер и способности, необходимые для доброхотного и верного служения, исходят из наших отношений с Отцом — Владельцем нас самих и всего, чем мы обладаем в доверительном управлении. Как не владельцы мы отличаемся от наемника именно этим, и по этой причине, по милости Божьей, мы никогда не должны бежать от опасности, которая угрожает его пастве, не должны ставить личные выгоды для себя выше потребностей тех, кого нам доверили. Как Добрый Пастырь, мы должны быть готовы положить все это за тех, которые являются Его собственными. Мы — управители Его народа.

Стэн Паттерсон, декан факультета христианского служения, профессор в области христианского служения, Духовная семинария Церкви адвентистов седьмого дня Университета Эндрюса

Источник: Журнал Динамичный Управитель Апрель-Июнь, 2012
admin 27-07-2020, 12:42 175 0

Комментарии


Добавление комментария

Социальные комментарии Cackle
Мир Библии