» » Наслаждаясь спасительной благодатью

Наслаждаясь спасительной благодатью

Наслаждаясь спасительной благодатьюНаслаждаясь спасительной благодатью

 
Один из самых трудных, противоречивых и часто горячо обсуждаемых среди христиан богословских вопросов заключается в следующем: Должен ли я что-то делать, чтобы быть спасенным? Иногда, кажется, что в Библии говорится, что мы ничего не можем сделать, чтобы спастись, но, что спасение это скорее дар, который мы получаем вовсе не за наши заслуги (Рим. 3:24; 9:16; Еф. 2:5‒9; Тит. 3:5; 2 Тим. 1:9; и т.д.). В других местах Библия утверждает, что мы должны что-то сделать, чтобы быть спасенными, даже ценой больших жертв (Лев. 18:4, 5; Нав. 23:6; Мф. 7:13, 14; Флп. 2:12; Иак. 2:14‒26; и т.д.).

Обычно на этот вопрос мы коротко и просто отвечаем, что спасение — это дар, который невозможно заработать делами, но возможно принять верой. Проблема с таким ответом заключается в том, что вера — это тоже дело и поэтому может вести к хвастовству.

Некоторые пытаются решить эту дилемму, говоря, что вера — это тоже дар. Хотя и правда, что именно Бог поддерживает нашу веру, такой ответ лишь перемещает проблему в другую плоскость. Если мы хотим знать, что нам делать, чтобы спастись, мы должны знать, как мы можем принять дар веры, поэтому проблема по-прежнему остается.

Еще один распространенный ответ таков: тот вклад, который мы можем внести в наше спасение, настолько мал или незначителен, что было бы глупо считать его заслуживающим награды. По сравнению с жертвой Христа, это несомненно так. Но проблема с этим ответом такова, что, вдобавок к тому, что он в чем-то является субъективным, он минимизирует настойчивые усилия и жертвы, которые нас призывает делать Божье Слово, не только как результат нашего спасения, но и как средство приобрести его (1 Петр. 1:9; Флп. 2:12).

На протяжении долгого времени многие на вопрос «Нужно ли мне что-то делать, чтобы спастись?» давали исключительно отрицательный ответ, и, как следствие, выбирали доктрину предопределения. Другие же, кто отвечал на этот вопрос положительно, часто попадали в богословскую ловушку спасения делами. Первая группа, в попытке защитить Божью благодать и отсутствие человеческих заслуг, умаляет свободный выбор человека; вторая группа, в стремлении спасти свободный выбор, компрометирует Божью благодать и отсутствие человеческих заслуг. Третья, основная группа, не дает на этот вопрос категоричного положительного или отрицательного ответа, а, скорее, дает объяснения, которые часто противоречат сами себе, или заводят в тупик, о чем было написано в предыдущем абзаце.

ОБРАЩАЯ ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ

Как же можно состыковать эти два ответа? Ключ находится в объекте нашей веры. Если те, кто считает Христа своим Спасителем, начинают думать, что «Я спасаюсь верой в Христа», то они верят уже не в Христа, а в собственную веру.

Пассажирам на борту самолета в воздухе может казаться, что они не движутся. И лишь те, кто наблюдают за самолетом извне, могут осознавать большую скорость, с которой он движется. Иногда что-то похожее происходит и с верой. Сторонний наблюдатель может сделать вывод, что верующие спасаются, проявляя веру, но верующие могут так не считать, потому что в тот самый момент Христос уже не будет объектом их веры. Это как будто мы пытаемся увидеть свое отражение в зеркале с закрытыми глазами: если мы себя видим, то наши глаза открыты; если мы закроем глаза, мы себя не видим. Однако это не значит, что мы не должны закрывать глаз, или, что, если мы это сделаем (закроем глаза), в зеркале больше не будет нашего отражения. Точно так же и вера в Иисуса, как в нашего Спасителя, не означает, что на самом деле Он не наш Спаситель, или, что мы не должны ничего делать.

Английский писатель Клайв Льюис предлагает полезное объяснение: «Невозможно изучать удовольствие в момент брачных объятий, или покаяние в момент покаяния, или анализировать природу юмора, заходясь от смеха. Но когда же можно по-настоящему узнать все это? „Если бы только мой зуб перестал болеть, я бы мог написать еще одну главу о боли”. Но, когда он перестает болеть, что я знаю о боли?» (*1)

Из-за совсем ненужного сложного, философского подхода, простой смысл веры стал непонятным. Пока мы взираем на Христа и доверяем Ему, мы в безопасности. Если мы прекращаем смотреть на Христа, чтобы тщательно исследовать опыт веры, это становится бессмысленным.

Такое объяснение оправдания по вере не делает Божью благодать и нашу свободную волю и усилия взаимоисключающими. Как раз наоборот, оно позволяет нам понять и то и другое в полной мере. Это не какой-то хитрый ход, который был без труда придуман, но это согласуется с Божьим Словом (*2). Если мы «взираем на Иисуса, автора и совершителя нашей веры» (Евр. 12:2), то у нас не будет места для хвастовства. Подобно Петру, пока мы взираем на Иисуса, мы будем в безопасности, даже идя по воде. Христиане «должны перестать смотреть на себя, чтобы взирать на милость и благость Божью, и помнить Его обетования и затем просто верить, что Он исполнит Свое слово. Мы не должны доверять своей вере, а должны доверять Божьим обетованиям» (*3).

-----------------------
*1. Clive Staples Lewis, God in the Dock: Essays on Theology and Ethics (Grand Rapids: Eerdmans, 2014), с.57.
*2. Так же см. Иез. 33:13; Ин. 3:14,15; и Еф. 2:8.
*3. Эллен Уайт, Освященная жизнь, с. 89. Вот более полная цитата: «Многие из тех, кто искренне стремится к святости сердца и чистоте жизни, кажутся растерянными и обескураженными. Они постоянно смотрят на себя и сокрушаются о своем недостатке веры; и из-за того, что у них нет веры, они чувствуют, что не могут претендовать на Божьи благословения. Эти люди ошибочно принимают чувства за веру. Они смотрят поверх простоты истинной веры и, таким образом, погружают свои души в густую тьму. Они должны перестать смотреть на себя, чтобы взирать на милость и благость Божью, и помнить Его обетования и затем просто верить, что Он исполнит Свое слово. Мы не должны доверять своей вере, а должны доверять Божьим обетованиям. Когда мы раскаиваемся в том, что в прошлом нарушали Его закон, и решаем в будущем быть послушными, мы должны верить, что Бог, ради Христа, принимает нас и прощает наши грехи».

Герман Яблонски изучает богословие в адвентистском университете Ривер Плейт в Либертадор Сан Мартин, Энтре Риос, Аргентина.
Из журнала: Адвентистский мир 09/2019
admin 22-01-2020, 13:04 207 0

Комментарии


Добавление комментария

Социальные комментарии Cackle
Мир Библии