» » Истинная жертва Богу

Истинная жертва Богу

Истинная жертва БогуИстинная жертва Богу

 
Четвертая глава книги Бытие начинается с повествования о рождении Каина и Авеля – первых потомков Адама и Евы. Авель пас овец, а Каин возделывал землю. «Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, а Авель принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел» (Быт.4:3-5). В книге пророка Иезекииля Господь говорит об Израиле: «И отвращу от них лице Мое…» (Иез.7:22). Подобным образом Бог отвратил лице Свое от Каина! Невольно возникает вопрос: почему Бог не принял не только дар, но и отвратил лице от самого Каина?

В переводе под редакцией М. П. Кулакова история о Каине начинается со следующих слов: «Когда пришло время для жертвоприношения…» (Быт. 4:3). Данная фраза говорит о том, что Каин и Авель совершили обряд жертвоприношения, следовательно, уже тогда первые люди знали, какие бывают жертвоприношения, какое они имеют значение и в каком случае их необходимо было приносить.

В тексте говорится, что Авель принес «от первородных стада своего и от тука их» (Быт. 4:4). Выражение «и от тука их» указывает на то, какую жертву принес Авель. В книге Левит о жертве за грех сказано: «И весь тук вынет из него, и сожжет на жертвеннике» (Лев. 4:19). Ритуальное действие с туком производилось во время жертвы за грех (евр. хаттат). Эта жертва приносилась, когда человек осознавал свою вину и понимал, что за его грех должна пролиться кровь.

Какую жертву принес Каин? «…Каин принес от плодов земли дар Господу» (Быт.4:3). Слово «дар» - это перевод древнееврейского слова минха. В книге Левит сказано: «Если какая душа хочет принести Господу жертву приношения хлебного (минха) пусть принесет пшеничной муки, и вольет на нее елея… и сожжет сие священник… на жертвеннике; это жертва, благоухание, приятное Господу» (Лев. 2:1). Фраза «жертва приношения хлебного» - это также перевод древнееврейского слова минха. Мы видим, что Каин принес бескровную или хлебную жертву (евр. минха).

В каком случае приносилась хлебная жертва? В книге Левит сказано, что хлебное приношение было частью мирной жертвы, в которой человек выражал «свою радость по поводу мира и благополучия…» (Лев.7:11,12, пер. под ред. М.П.Кулакова). Поэтому когда Каин принес Богу хлебную жертву, он этим выражал радость по поводу мира в его сердце. Что в этом плохого? Почему из-за этого Бог отвратил Свое лице от Каина?

Ситуация проясняется в 7-м стихе этой главы. Бог говорит Каину: «Если делаешь добро, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит» (Быт. 4:7). Каин еще не совершил убийство брата, но Бог сердцевидец, Он видит, что Каин готов это сделать. У порога сердца Каина притаился страшный грех! Когда псалмопевец Давид осознал подобный факт, он говорил: «Душа моя сильно потрясена…» (Пс. 6:4). «Господи, Боже мой! Не оставь меня, не удаляйся…, не отвергни от лица Твоего… ибо беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем…, нет мира в костях моих от грехов моих» (см. Пс. 37:4,19,22, 50:13). Давид приносит Богу разбитое сердце! В одном из своих покаянных псалмов он говорит: «Жертва Богу - дух сокрушенный…» (Пс. 50:19).

У порога сердца Каина также лежал тяжелый грех, поэтому Бог говорит ему: «Если не делаешь доброго, тебе надлежит принести дух сокрушенный, тебе надлежит принести жертву за грех!» Как и Давид, Каин должен был сказать: «Нет мира в костях моих! С утра до вечера хожу в печали!» Но мы видим, что у Каина в сердце мир, у него нет мук в сердце! Почему? Потому что он не считает себя грешником, он не сожалеет о своем греховном состоянии! Это подтверждает последний - самый трагичный шаг Каина: после того, как Бог его обличил, вместо покаяния, Каин все же убивает брата и уходит от лица Божия.

Христос рассказал однажды притчу о фарисее и мытаре. Фарисей молился: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь» (Лук.18:11). Подобно Каину, фарисей также принес Богу жертву мира и благополучия! Но Бог отвращает Свое лице от такой жертвы! Самый тяжелый грех – это не убийство или любой другой подобный грех. Самый тяжелый грех - это когда человек не сокрушается о своем согрешении, не раскаивается в нем и не оставляет его! Вот почему Бог отверг Каина и его жертву.

Псалом 94 - псалом прославления. Этот псалом исполнялся во время праздничного богослужения во святилище. В этом псалме звучат три призыва к поклонению: «Приидите, воспоем Господу…, предстанем лицу Его со славословием» (Пс. 94:1,2), и третий призыв - «приидите, поклонимся и припадем… пред лицем Господа, Творца нашего» (Пс. 94:6). Далее псалмопевец цитирует слова Бога, Который говорит: «…не ожесточите сердца вашего, как… в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, хотя и видели дела Мои. Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих…” (Пс. 94:8-10). Древний Израиль знал Закон Божий, народ видел величайшие чудеса! Почему же Господь говорит: «Все сорок лет странствования они не познали путей Моих»?

«О, если бы вы ныне послушали гласа Его…» (Пс. 94:7) - это ответ Бога на вопрос: какое поклонение и какие жертвы Ему не угодны? Народ пришел на поклонение Богу во святилище, на святое место - поют псалмы, преклоняют колени, вспоминают чудные деяния Бога, приносят жертвоприношения. Но Господь говорит Израилю в книге пророка Амоса: «Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать» (Амос. 5:23).

Если нет покаяния, оставления грехов, если нет послушания, тогда жертвоприношения, коленопреклонение, славословие - это просто шум для Бога, это лишь пустая форма, мертвая обрядовость! В таком случае, подобно Каину, Бог говорит: «И отвращу от них лице Мое…» (Иез.7:22). Истинное поклонение, прославление Бога, истинная жертва Богу – это смиренное и сокрушенное сердце, это исполнение воли Бога, это послушание Ему, это повседневная праведная Богоугодная жизнь. Именно поэтому псалмопевец Давид обращается к Богу со словами: «Испытай меня, Боже… и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный» (Пс.138:23,24).

В. ГУЛИТА.
Из газеты: Голос Надежды 4/2014
admin 26-10-2019, 18:34 199 0

Комментарии


Добавление комментария

Социальные комментарии Cackle
Мир Библии