» » О молитве «Отче наш»

О молитве «Отче наш»

О молитве «Отче наш»О молитве «Отче наш»

 
Молитву Господню «Отче наш» знают христиане всего мира независимо от религиозных течений. Ее читают и на богослужениях, и в молитвенных группах, и в уединении, молясь утром и вечером, обращаясь к Господу и в случае нужды, и в случае радости.

Давайте вспомним, как она появилась. Об этом написано в Евангелии от Луки: «…Один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих» (Луки, 11:1). Следовательно, молитва эта была дана Иисусом Своим ученикам в самом начале создания апостольской общины, когда еще был жив Иоанн Креститель, и ученики Предтечи общались с апостолами. Уже в это время апостолы видели, что их Учитель часто уединяется для молитвы. Когда Он возвращался к ним после нескольких часов моления, завершавших изнурительный трудовой день, они видели мир на Его лице, и ощущение отрады распространялось вокруг Него. Казалось, что Он пребывал в непосредственном присутствии невидимого, и в Его словах чувствовалась живая сила, приобретенная в личном общении с Богом.

В Евангелии от Матфея, в 6 главе мы читаем слова Иисуса Христа:

«Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь».

Иисус сразу обратил внимание учеников на особую взаимосвязь: на то, что молитва не только важна, но что молитве можно и нужно учиться. Часто в церкви новообращенные робеют, говоря, что не умеют молиться. Не надо страшиться: апостолы вначале тоже не умели молиться. Иисус Христос научил их, как надо молиться, показал им пример ежедневной молитвы и дал слова, которые сейчас называют «Господней молитвой». На самом деле, ее правильнее называть «молитвой учеников Иисусовых», т.к. Самому Иисусу Христу не было необходимости использовать эту молитву: Сын Божий не нуждался в прощении грехов, ибо «Он не сделал никакого греха» (1-е Петра, 2:22).

Эта молитва была широко распространена среди первых христиан задолго до написания Евангелия. При сравнении текстов молитвы «Отче наш», данных в Евангелии от Матфея (см. Матфея, 6:9-13) и в Евангелии от Луки (см. Луки, 11:2-4) обнаруживаются некоторые вариации. Полагают, что они существовали уже в устном ее прочтении.

Вопрос о том, который из вариантов более ранний, остается открытым, хотя многие теологи отдают предпочтение Луке. Молитва имеет ряд параллелей и в иудейских текстах. Хотя известно, что Евангелие от Матфея было написано раньше, чем от Луки, но Лука при тщательном исследовании всего с самого начала, по порядку описал твердое основание нового для него христианского учения (см. Луки, 1:2-4).

Иисус Христос оставил нам образец краткого изложения информации – чтение молитвы «Отче наш» занимает всего около одной минуты. Но не надо думать, что все наши молитвы должны быть непременно краткими. В Евангелиях описывается, что Иисус иногда целые ночи проводил в молении (см. Луки 21:37; Матфея, 14:23), а Его ходатайственная молитва об учениках, записанная в 17 главе Евангелия от Иоанна, была отнюдь не короткой, и сколько любви и заботы прозвучало в ней!

Выдающейся особенностью этой молитвы «Отче наш» является ее всеохватываемость: она включает в себя все стороны наших отношений с Богом, с другими людьми и все наши нужды. Сам порядок просьб, изложенных в этой молитве, имеет важное значение для построения наших личных молитв.

Первые три просьбы связаны с Самим Богом и Его славой, то есть мы говорим Небесному Отцу о Нем Самом, о том, Кто Он для нас, что Он задумал для Своего народа и какую высокую цель Себе поставил: «Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Матфея, 6:9,10).

Потом в молитве говорится Отцу Небесному о Его земной семье, о том, что Его чадам нужно пропитание, прощение, охрана и забота: «Хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» (Матфея, 6:11-13).

Эти две составляющие Господней молитвы подобны двум скрижалям Закона Божьего, тем, которые Моисею дал Сам Бог на горе Синай. Помните, на первой скрижали были расположены заповеди, касающиеся отношения людей к Богу, а на второй – отношений между людьми.

Из такого построения видно, что в любой нашей молитве Богу должно быть отведено первое место. А уже после прославления Господа можно обратиться к своим нуждам и заботам. Из вышесказанного следует вывод: никогда не стоит начинать молитву c наших собственных интересов и нужд.

Иисус научил нас молиться простыми словами, с любовью и доверием, исповедуя Богу все, что лежит на сердце.

(из книги Эльвиры Буряковой)
Газета: Голос Надежды 6.2009
admin 17-10-2019, 16:28 197 0

Комментарии


Добавление комментария

Социальные комментарии Cackle
Мир Библии