» » История о «неправильном» пророке

История о «неправильном» пророке

История о «неправильном» пророкеИстория о «неправильном» пророке

 
Книга пророка Ионы — это книга о Боге и человеке. Но в первую очередь это книга о Боге. О Боге, Который не считается с человеческими стереотипами и раскрывает Свое милосердие там, где, по человеческому мнению, должны господствовать справедливость и суд.

Вы, скорее всего, знаете, что эту книгу традиционно приписывают авторству пророка Ионы, жившего во время правления израильского царя Иеровоама II на рубеже IX—VIII веков до Р. Х. В Четвертой книге Царств повествуется о том, что Иона предсказал царю восстановление пределов Израиля и что это слово пророка исполнилось (см. 4 Цар. 14:25).

Кроме того, о служении Ионы и о перипетиях его отношений с Богом упоминает Иисус Христос (см. Мф. 12:40, 41), что придает этой книге авторитетность и значимость для последующих поколений ее читателей.

Можно сказать, что книга пророка Ионы — одна из самых известных ветхозаветных книг, которые принадлежат к трудам так называемых малых пророков. В этой книге рассказывается история из жизни пророка. Она настолько жизненная, человечная и противоречивая, что не может оставить равнодушным заинтересованного читателя.

В нашей культуре, где Божьи люди — всегда святые, «без сучка и задоринки», никогда не ошибающиеся, повествование об Ионе звучит непривычно, ломая представление о пророке как о человеке, смиренно и безропотно выполняющем Божью волю, не задающем лишних вопросов и всегда возвещающем только то, что сказал ему Бог. А самое главное — в истории этого «неправильного» пророка, как в зеркале, отражаются непостижимые долготерпение и милосердие Бога.

Череда событий, описанных в книге пророка Ионы, начинается со слова Господа, обращенного к пророку, повелевающего ему идти в Ниневию. Согласно «Новому библейскому комментарию» перевод «проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня» кажется менее логичным, чем «проповедуй ему, ибо беды его не безразличны для Меня». В еврейском тексте используется слово ra'ah, которое переводится как «зло», но кроме того употребляется в смысле «несчастье», «беда», «катастрофа». Возможно, двойное прочтение этого стиха указывает на единство справедливости и милосердия нашего Бога.

В любом случае, как бы ни были восприняты эти слова Ионой, его реакция на них была совершенно противоположной — он бежит в другую сторону, в Фарсис! И здесь разворачиваются специфические особенности конфликта Ионы с Богом. В отличие от безумца, который говорит в сердце своем «нет Бога» (Пс. 13:1) и в результате чувствует себя свободным от любых норм, правил и заповедей, установленных Богом, Иона вступает в глубоко личный конфликт с Богом. Для пророка Бог, безусловно, существует, и этот Бог живой, настоящий, действующий; Бог, с Которым можно спорить и можно не соглашаться с Его волей; Бог, от Которого можно убежать. Хотя в этом бегстве от Бога тоже раскрывается безумие пророка: ведь ему, скорее всего, была понятна и близка мысль, однажды выраженная псалмопевцем: «Куда я пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу?» (Пс.138:7). И все же он бежит…

В третьем стихе первой главы два раза подчеркивается, что Иона бежит от лица Господня: «И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня, и пришел в Иоппию, и нашел корабль, отправлявшийся в Фарсис, отдал плату за провоз и вошел в него, чтобы плыть с ними в Фарсис от лица Господа». Эти слова возвращают нас к самому первому бегству от лица Господня, бегству, которое совершили Адам и Ева в раю после грехопадения: «… и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая» (Быт. 3:8). Иона находится в том же греховном состоянии возмущения, бунта, страха и ожесточения, в котором оказались Адам и Ева, поддавшись сатанинскому соблазну своеволия и непослушания. И здесь раскрывается глубинная сущность греха. Это не просто несогласие с прямым повелением или заповедью Господними. Это состояние бунтующего человеческого сердца, в глубине своей противящегося Богу и ненавидящего Его.

Как-то совершенно неожиданно увидеть Божьего пророка, в принципе, находящегося под особым водительством Святого Духа, бунтующим, игнорирующим волю Господню и Его слово. Мы не знаем, какие события в духовной жизни Ионы предшествовали такой реакции на Божье повеление, но мы видим, что и Божьи люди не всегда позволяют Божьему Духу руководить их жизнью.

В своей книге «Динамика духовной жизни» Ричард Лавлейс пишет о том, что происходит с человеком, когда он игнорирует служение Святого Духа в своем сердце: «И хотя со стороны может показаться, что большинство людей являются растерянными искателями истины, наивно уважающими Бога… реальная жизнь показывает, что, если ими не движет Святой Дух, в них развиваются естественное отвращение к настоящему Богу, бесконтрольное желание нарушать Его законы, и каждый раз, когда они вообще только о Нем задумываются, они склонны только осуждать Его. Они находятся в нравственной вражде с Богом». В подобном состоянии оказался и Иона.

Итак, Иона бежит от лица Господня. Пророк потерялся, ожесточился и обезумел. Но Господь следует за Ионой. Он долготерпелив и милосерден по отношению к Своему слуге. Он борется с Ионой. И буря, которую Он воздвиг на море и во время которой бывалые корабельщики потеряли всякую надежду, была проявлением борьбы Бога с Ионой. Но и Иона со своей стороны тоже борется с Богом. Для того чтобы скрыться от Бога, не дать Богу достичь его разума и сердца, Иона убегает от Господа (и от себя) в сон. Сон сну рознь. Чаще люди спят от усталости. Но сон может быть и человеческой реакцией на непереносимые внутренние конфликты, стресс, отчаяние и страх. Так, к примеру, евангелист Лука отмечает, что ученики спали в Гефсиманском саду «от печали» (Лк. 22:45). Иона спит, прячась в сон, от конфликта с Богом, лишающего его покоя и разрывающего его сердце. У современного человека, к слову, возможностей убежать от Бога больше: телевизор, бесконечно работающее радио в автомобиле, интернет, социальные сети и разнообразные зависимости…

Когда корабельщики выясняют, что причиной их бедствия является Иона, и спрашивают его, кто он, тот в своем ответе раскрывает всю противоречивость своего душевного состояния, свою борьбу с Богом и свое безумие: он еврей, чтит Господа небес, сотворившего море и сушу (см. Ион. 1:9), и бежит от лица Господня (см. Ион. 1:10). Как можно почитать Господа небес и в то же время бежать от Него? И дальше этот «почитающий Господа» пророк предлагает корабельщикам выход — бросить его в море. По сути, он продолжает убегать от Бога. Он попытался убежать от Господа в Фарсис, потом — в сон, а теперь — в смерть, надеясь, видимо, что в смерти он спрячется от Него окончательно. Кстати, мысли о прекращении жизни посещали и других Божьих людей в минуты крайней усталости, отчаяния и разочарования в Боге, например, Моисея (см. Числ. 11:15) и Илию (см. 3 Цар. 19:4).

Но Бог не оставляет Иону и в пучине моря. Его поглощает кит (большая рыба), во чреве которого беглец пребывает три дня и три ночи (см. Ион. 1:17). В «Новом библейском комментарии» подчеркивается: «„Три дня и три ночи" — это специальное выражение, означающее „достаточно долго, чтобы наверняка погибнуть", а не обязательно 72 часа. Оно произошло от древнего языческого верования, что путешествие души в загробный мир занимает три дня и три ночи. Когда Господь Иисус Христос использовал это выражение, говоря о периоде между Своей смертью и воскресением (см. Мф. 12:40), Его слова имели тот же смысл: таким образом Он хотел сказать, что действительно умрет, а не будет мертвым буквально в течение семидесяти двух часов».

Во чреве кита Иона начинает говорить с Тем, от Кого он молча бежал все это время. Во чреве кита происходит настоящая перемена сердца пророка, душа которого «изнемогла», и он «вспомнил» о Господе (см. Ион. 2:8). Там же он заявляет о прекращении своей борьбы с повелением Господним: «…что обещал, исполню» (Ион. 2:10). Иона смиряется перед Богом, он готов исполнить Его волю, но, как показывают последующие события, он продолжает не понимать Бога.

Итак, после такого неудачного бегства от Бога и прекращения борьбы с Ним Иона откликается на Божий призыв и идет в Ниневию. Его проповедь о предстоящем разрушении города вызывает у жителей Ниневии покаяние, которое привело к следующему: «… и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (Ион. 3:10).

И снова Иона проявляет свой характер. И снова его «профессиональная» неудача как пророка-предсказателя повергает его в крайнее отчаяние: «Иона сильно огорчился этим и был раздражен» (Ион. 4:1). И снова он обвиняет Бога и просит Его о смерти. Перед нами Божий пророк, которому снова становится мила смерть, а не жизнь. Еще совсем недавно Иона благодарил Господа за проявленные к нему прощение, милосердие и спасение. Но вот сейчас он не может принять прощение, милосердие и спасение, которые Господь проявил к жителям Ниневии. Так устроен человек — свой грех всегда кажется ему менее тяжелым, чем грех брата.

Видимо, надежда на исполнение его предсказания о гибели Ниневии не покидает Иону, поэтому он сделал себе недалеко от города кущу, «сел под нею в тени, чтобы увидеть, что будет с городом» (Ион. 4:5). Господь продолжает учить Иону и не оставляет его. Для него Он взращивает растение, «чтобы над головою его была тень и чтобы избавить его от огорчения его» (Ион. 4:6). На следующий день растение засыхает, что повергает пророка в крайнее огорчение. Тогда Господь преподносит Ионе важнейший урок, который пророк не хотел и не смог усвоить с самого начала, — урок милосердия. На примере растения Он объясняет Ионе, насколько Ему дороги ниневитяне: «Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь пропало. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» (Ион. 4:10, 11).

История, записанная в книге пророка Ионы, — это урок, который Господь преподает Своим детям на протяжении нескольких тысячелетий. Это урок милосердного отношения к таким несовершенным Божьим слугам, как Иона. Это урок терпения и снисхождения к слабостям и недостаткам брата. Это урок доверия Богу, в руке Которого сердце каждого человека, мудрости, долготерпения и любви Которого достаточно, чтобы изменить жизнь неподдающегося нашим увещеваниям, упрекам и нашему суду брата. Это урок милосердного и долготерпеливого отношения к тем, кто живет рядом с нами или далеко от нас, живет, с нашей точки зрения, неправедно и недостоин или неспособен принять весть покаяния, милости и прощения. Это урок, одной из целей которого является преодоление религиозной гордыни и фанатизма. Бог любит сотворенный Им мир. Бог любит всякого человека, живущего в этом мире, и жителей современных «Ниневий», какими бы падшими они ни были, тоже. И все эти уроки приобретают смысл, вес и значимость, потому что Автор этой книги — Бог, «благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый», сожалеющий о бедствии (Ион. 4:2).

Александр Лисичный, преподаватель Заокского адвентистского университета
Из журнала: Адвентистский Вестник 02.(101).2019
admin 23-06-2019, 15:37 106 0

Комментарии


Добавление комментария

Социальные комментарии Cackle
Мир Библии