» » Слушать и Слышать

Слушать и Слышать

Слушать и СлышатьСлушать и Слышать

 
   Представьте себе Бога стоящим на верху небесной лестницы и взывающим к находящемуся внизу миру: «Ну, пожалуйста, люди, послушайте!» Наша жизнь постоянно заполнена шумом. Шум мешает нам идти к своей цели и стоит на пути исполнения Божьей цели на земле. В действительности есть только один способ заглушить шум нашей непрестанной болтовни, единственный способ, который прорывается через наш нарциссизм и сосредоточивает наше внимание на Боге, нашей собственной душе и тех испытаниях и борьбе, что происходят вокруг нас — он заключается в том, чтобы пользоваться теми духовными практиками или дисциплинами, о которых говорит Писание.

   «Дисциплина» — это не популярное слово, но высокую ценность духовных дисциплин подтверждает давняя христианская традиция, которая говорит, что отказ от этой дисциплины ведёт к утрате духовного благополучия. Духовные дисциплины — это те привычки, которые подпитывают духовное здоровье и способствуют духовной зрелости или освящению, если вам так больше нравится. Библия часто говорит о них, хотя и присущим ей несистематическим образом, из-за этого нам приходится, как и в других случаях, отбирать и систематизировать информацию, рассыпанную во всём Писании, создавая категории и списки, начиная от пунктов вероучения и заканчивая практическими вопросами, которые были бы более удобными для запоминания.

   Различные авторы, принадлежавшие к разным христианским традициям, на протяжении веков собирали и описывали духовные практики, сформировавшие их как христиан, в соответствии с акцентами их религиозной традиции. И хотя эти различные списки содержат много перекликающихся и синонимичных категорий, не существует консенсуса в отношении одного определённого списка. Как правило, эти списки содержат такие практики, как молитва, изучение Слова, хвала, поклонение, исповедание, материальные пожертвования и Общение. Другие практики упоминаются не столь постоянно, это, например, целомудрие, созерцание, пост, служение и простота. Большинство этих практик подкрепляются увесистым списком Библейских текстов, который может быть легко подобран при помощи беглого просмотра симфонии. Например, тремя самыми популярными являются молитва, на которую сделано более 240 ссылок; хвала — более 200 ссылок и поклонение — более 150.

Наиболее часто упоминаемая, но менее всего замечаемая практика

   Но одна духовная практика почти никогда не упоминается в этих списках даже несмотря на то, что Писание часто говорит о ней. Эта духовная практика слушания и слышания, выражаемая двумя словами, которые используются в Библии синонимично. Эти два слова встречаются около 700 раз в Библии. Около 500 раз они находятся в форме императива или повеления, как то, чему мы должны следовать. Слушание предполагается такими практиками, как молитва, созерцание и размышление, но слушание как отдельная практика само по себе часто ускользает от внимания. Конечно, можно перечислить очень много текстов со словами «слышать» или «слушать», но некоторые самые известные включают великую «Шма», молитву, занимающую центральное место иудейских молитвенных служений, «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор. 6:4) и Новозаветное её повторение «имеющий ухо, да слышит» (Мф. 11:15; Мк. 4:9; Откр. 2:7, 11, 17, 29; 3:6, 13, 22). Те книги, что конкретно подчёркивают слушание, — это в основном книги, содержащие наставления, пророческие книги и евангелия: Левит, Второзаконие, Первая и Вторая Царств, Иова, Псалмы, Притчи, Исайи, Иеремии, Иезекииля, Матфея, Марка, Луки, Иоанна, Деяния и Откровение.

Плод слушания

   Библия связывает слушание и слышание со многими духовными качествами. Частичный список, не идущий в каком-то определённом порядке, с выборочными ссылками, включает сочувствие (Исх. 22:27); справедливость (Втор. 1:16, 17, Мих. 3:9); мудрость, наставление и разумение (Втор. 4:1; Иов 5:27; 34:16; Притч. 1:5; Мф. 15:10); благоговение (Втор. 4:10); научение (Втор. 4:36); благословение (Лк. 11:28; Откр. 1:3); присутствие, забота, прощение и вмешательство Бога (3 Цар. 8; 4 Цар. 19:16); слово Господа (Иер. 22:29); исповедание (Неем. 1:6); хвала (Ис. 24:16); духовное водительство (Ис. 30:21); смирение и обучаемость (Иер. 13:15; Неем. 9:17); обличение (Иер. 36:3); совет (Иез. 3:17); доверие (Мих. 7:7); ободрение (Зах. 8:9; 3 Ин. 4); свидетельство (Мф. 11:4; Пс. 65:16); исцеление (Лк. 5:15; Деян. 28:27); послушание (Втор. 5:27; 31:12); духовный плод (Лк. 8:8); принадлежность к семье Иисуса (Лк. 8:21; Ин. 8:47); вера (Ин. 9:27; 11:42) и слушание как дар Божий (Рим. 11:8). Едва ли можно привести более полный список, описывающий благочестивый характер.

   Практика слушания становится ключевой, поскольку, как говорит Писание, «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер. 17:9).

   Будучи существами, сосредоточенными на самих себе, мы отчаянно нуждаемся в том, чтобы слышать написанное в Источнике истины. Даже будучи христианами, мы, как оказывается, легко можем перепутать свою волю и желания с Божьими. Многие из нас сталкивались с христианами, которые руководствовались добрыми намерениями и претворяли в жизнь свою концепцию дела Божьего, но в действительности приносили больше вреда, чем пользы. На самом деле самый большой ущерб имени Божьему наносят не плохие люди, делающие зло, а хорошие люди, делающие злое во имя Божье. Отсюда Библейский акцент на слышании, слушании и «приклонении уха» к Богу, чтобы избежать или свести к минимуму нашу тенденцию путать нашу волю с волей Божьей. Псалом 18 подробно рассказывает, как слушание закона, наставлений и повелений Божьих подкрепляет, умудряет, радует, просвещает душу и сердце, помогая нам различать заблуждения и побеждать даже наши скрытые недостатки.

Как слушать Бога

   Слушание Бога требует развития определённых навыков. Прежде всего, это нужно делать через Слово Божье, напечатанное и произносимое вслух. Слово Божье становится мерилом, которым измеряются все другие источники, через которые можно услышать Бога, поскольку оно абсолютно надёжно.

   Дух Святой — это второй путь слушать Бога: через уединение, молитву и исповедание, когда Дух истины говорит прямо к сердцу.

   Духовные наставники — ещё один путь, каким мы можем слышать слово Божье, когда мы учимся подчинению друг другу и взаимной отчётности. Наставники — это ключевые фигуры в развитии духовной проницательности Библейских героев, начиная от Иисуса Навина до Самуила и Елисея, от двенадцати апостолов до Тимофея (см. далее 2 Тим. 4:11).

   Последний путь слушания — это слушание через опыт: через испытания и ошибки. «Пробные испытания» воли Божьей жизненно необходимы, но всегда должны подчиняться другим путям слышания, чтобы мы могли избежать искушения творить Бога по своему образу, а значит, слышания от Бога того, что мы желаем, чтобы Он сказал нам. Слишком часто мы проводим «пробные испытания» вместо того, чтобы позволить Слову, Святому Духу и нашим наставникам помочь нам отличить то, что подсказано нашим ограниченным пониманием, от того, что действительно исходит от Бога. Библия побуждает нас отложить наши чувствования и принять чувствования Божьи. «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2:5).

Духовная практика трёх измерений

    Духовные практики выступают как способы общения с Богом. Таким является и слушание. Но слушание или слышание Бога может оказаться не простым: Он не живёт «во плоти» и редко обращается к нам слышимо физически. Есть и другие измерения духовного слушания и все они вносят лепту в нашу способность слышать Бога. И тем самым они расширяют нашу способность к личностному росту и эффективному служению.

   Другой способ слушания Бога — учится слушать друг друга. В основе Библейского слушания часто находятся добрые взаимоотношения между людьми (Иов. 31:35; Быт. 23:13–15; Быт. 42:22) и романтическая любовь (Песн. 2:14; 8:13). Библия побуждает к такому слушанию, которое было бы взаимным (Суд. 9:7) и отмечает, что молчание является путём к мудрости и пониманию (Иов. 33:31, 33; 34:2, 10, 16). Как мы уже видели в послании к Филиппийцам 2:5, чувствования Иисуса вместо наших — это то, что мы должны привносить во взаимоотношения друг с другом. Вся концепция библейского наставничества основывается на выслушивании друг друга.

   Часто в разговоре мы просто ждём паузы, чтобы вставить своё слово, которое мы обдумываем, пока говорят другие. Мы всё ещё не оставили свои чувствования. На самом деле мы не слушаем. Нам нужно практиковаться в выслушивании друг друга, потому что другие люди — это реальное воплощение присутствия Божьего. Оказание кому-либо расположения, выражающегося в настоящем слушании — это такой же христианский поступок, как кормление голодных или посещение узников в тюрьме. «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40).

   Есть множество библейских концепций, которые кажутся парадоксальными для греховной человеческой природы: последние станут первыми; кроткие наследуют землю; потеря жизни, чтобы сберечь её; руководитель — слуга для всех. Из последнего вырастает ещё один парадокс: я чувствую себя сильным, когда я говорю, но я являюсь сильным, когда я слушаю. Другая парадоксальная истина заключается в том, что чем выше положение руководителя, тем больше ему нужно слушать. Обычно мы связываем лидерство с говорением, а следование за лидером — со слушанием. Но, в то время как сильная проповедь может изменять церковь, внимательное слушание, скорее всего, приведёт к большим и более основательным переменам.

   Иногда самые убедительные аргументы могут вызвать противление духовному преобразованию и оставить ощущение пустоты. Но поняв, что в слушании содержится реальная сила, руководитель, который научился слушать, может мотиви ровать большинство своих подчинённых, чтобы они в согласии трудились над переменами. Как говорение, так и слушание, приводит к переменам, но слушание нанесёт меньше ущерба и вызывает постоянное движение вперёд.

   Последняя форма слушания, к которой побуждает Библия, звучит как: слушайте себя. Осведомлённость о состоянии своей души показана во многих текстах (1 Цар. 1:15; Иов. 7:11; Пс. 30:10; 34:3; 61:1–6; 129:5; 130:2; Притч. 19:8) и связана с удовлетворением и обновлённой жизнью (Ис. 55:2, 3). Когда я прислушиваюсь к себе, то могу определить свои нужды и восполнить их, не подавляя и не игнорируя их. Поступая так, я нахожусь в гораздо лучшем состоянии, для того чтобы принять исцеляющую Божью любовь и благодать. Традиционно христиане-протестанты очень настороженно воспринимали любой взгляд внутрь себя из-за страха оказаться поражённым грехом гордыни. Но самая большая книга Библии также содержит самое большое сосредоточение интроспективной лексики. Представьте себе Псалтырь без его сильных выражений, описывающих состояния души поэтов. Попробуйте удалить все утверждения, содержащие «я», «меня», «мой» из псалмов и посмотрите, как бедно и неубедительно они звучат. Именно признавая свою боль, отчаяние, гнев и радость псалмопевцы воспевали свои песни, страстно искали Господа и горячо славили Его имя.

Иисус — пример того, как нужно слушать

   Иисуса часто называли мудрым «учителем», но Он также и искусный «слушатель». Иисус утверждал, что всё Его земное служение было лишь исполнением воли Отца и что всё, чему Он учил, было всего лишь передачей того, что Он слышал от Отца (Ин. 6:38; 7:16). Чтобы сделать это, Он со Своей стороны должен был внимательно слушать. Господь говорит о Духе, что Он действует таким образом: передаёт то, что слышал (Ин. 16:13). Есть также множество текстов, которые говорят о молитвенной жизни Иисуса, что Он мог проводить в молитве много часов и даже ночи напролёт (Мк. 1:35; Лк. 5:16; Лк. 6:12; Мф. 11:23). Хотя мы не знаем конкретного содержания этих часов, проведённых в молитве, Спаситель не мог всё это время говорить, значительная часть Его молитвенного времени была слушанием. В Гефсимании Он молился, чтобы освободиться от мук креста. Но Он принял крестную смерть, показывая тем самым, что услышал волю Отца.

   В теории кажется всё понятно, но остаётся вопрос, как претворять в жизнь эту бесценную практику слушания. К счастью, мы живём в век, когда практика выслушивания хорошо исследована, а её преимущества ясно подтверждены.

Дэниел Рейно. Доктор философии, колледж Авондейл, Курабонг, Австралия.
Пол Богакс. Магистр, колледж Авондейл, Курабонг, Австралия.
Из журнала: Альфа и Омега 02/2018
admin 19-03-2019, 16:28 159 0

Комментарии


Добавление комментария

Социальные комментарии Cackle
Мир Библии