» » Поношение Христово против сокровищ Египта: новые открытия подтверждают библейские факты

Поношение Христово против сокровищ Египта: новые открытия подтверждают библейские факты

Поношение Христово против сокровищ Египта: новые открытия подтверждают библейские фактыПоношение Христово против сокровищ Египта: новые открытия подтверждают библейские факты

 
   Если бы только мы присутствовали там лично, то стали бы, вероятно, свидетелями одной из самых драматических семейных ссор в истории. Спорили двое: женщина и мужчина. Женщине с царственно поднятым упрямым подбородком в то время было, пожалуй, около пятидесяти. Поскольку она являлась претенденткой на трон, то привыкла, чтобы её желания безоговорочно исполнялись. Ей противостоял молодой мужчина—принц, который смело высказывал своё мнение прямо ей в лицо. Что она могла сделать, чтобы заставить его понять, что требования её мудры, а то, чего хочет он—сплошное безумие?

   Библия даёт нам лишь краткое и достаточно косвенное описание этого крайне эмоционального момента, но то, что мы читаем в Евр. 11:24-26, имеет большую обличительную силу и особую важность. Там сказано: «Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное, греховное наслаждение, и поношение Христово почёл большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние».

   После недавней публикации некоторых доселе неизвестных подробностей, это решение молодого Моисея кажется ещё более достойным восхищения. Теперь появились новые волнующие доказательства той древней семейной ссоры, а исследование мумии Египетской принцессы, которая усыновила Моисея, раскрывает нам более полную картину ситуации. Сегодня мы можем полнее (действительно намного полнее), чем раньше понять, какие последствия это серьёзное заявление Моисея принесло древнему Египту и семье фараона в частности.

   Стало очевидным, что решение принца не только повлияло на его жизнь и последующие поступки, но также оказало глубокое влияние на правительство Египта в нескольких последующих поколениях, даже после смерти Моисея.

Подтверждающая хронология

   В январском номере «Библейского археологического обозрения» за 2012 год редактор опубликовал новую информацию, сообщающую о том, что Исход из Египта имел место на два века раньше, чем было принято считать в научном мире. Это означает, что даже учёные с либеральными взглядами сейчас согласны, что Исход, скорее всего, произошёл ближе к 1445 году до н. э., как всегда и предполагала библейская хронология. Но как это влияет на наше понимание переживаний Моисея? Правильное время Исхода сегодня позволяет нам более точно определить периоды его жизни, в том числе год его рождения и дату решения отказаться от своего положения в царской семье. Эти данные о хронологии жизни Моисея позволяют нам лучше увидеть, как его жизнь связана с отдельными членами царской семьи, которые правили в Египте, когда он был жив.

   Если принять во внимание, что Исход произошёл в 1445 году до н. э., и учесть, что в Библии ясно говорится, что Моисею в то время было 80 лет (Исх. 7:7), то можно сделать вывод, что Моисей должен был родиться в 1525 году до н. э. Затем, если предположить, что Моисею было примерно 30 лет, когда он достиг зрелости, получается, что он объявил, что не является «сыном дочери фараона» в 1495 году до н. э. Делая такое заявление, Моисей явно лишал себя возможности когда-либо стать следующим правителем Египта. А значит, он принимал решение с самыми далеко идущими последствиями.

Семейное окружение

   В данном контексте интересна также ещё одна статья. «National Geographic» опубликовал статью Чипа Брауна, в которой Моисей описан в соответствующем родственном окружении в царской семье Египта. Это помогает нам определить, кто был фараоном и «дочерью фараона» тогда, когда Моисей рос в Египетском дворце, а также подтвердить год, когда Моисей принял своё важное решение.

   Благодаря статье Брауна (но не учитывая его примечания о том, какой цели она достигла) теперь стало возможным установить личность женщины, которая названа в Библии «дочерью фараона». В свете подробностей, которые упоминает Браун, этой женщиной, определённо, является знаменитая принцесса, известная в Египетских архивах как Хатшепсут, чья продолжительность жизни и период правления Египтом прекрасно совпадают с соответствующими эпизодами жизни Моисея. Таким образом, с исторической точки зрения кажется ясным, что Хатшепсут из статьи Брауна нужно фактически рассматривать, как древнюю Египетскую принцессу, которая спасла Моисея из Нила.

   Например, интересно, что в своей статье Браун упоминает маленькую деталь: «её главный управляющий и архитектор Сененмут обращается к ней, называя „перворождённой дочерью царя"—отличие, подчёркивающее её статус старшей наследницы Тутмоса I, а не старшей царской жены Тутмоса II».

   Несомненно, те, кто знаком с упоминанием о ней в послании к Евреям, вспомнят, что апостол называет приёмную мать Моисея «дочерью фараона». Очевидно, что теперь есть историческое обоснование этого, оно заключается в отречении Моисея, который «отказался называться сыном дочери фараоновой».

   Но что касается относительной хронологии Моисея, статья в «National Geographic» стала особенно полезной и содержательной. Мы, несомненно, будем правы, если предположим, что дочери фараона в библейской истории Моисея было около 20 лет, когда она выловила младенца Моисея в Ниле; и это свидетельствует о том, что она родилась ближе к 1545 году до н. э. Но, согласно Брауну, Хатшепсут начала управлять Египтом только в 1479 году до н. э. Всего она управляла Египтом с 1479 по 1458 год до н. э. Это значит, что у царской семьи было по крайней мере 15-16 лет (1495-1479 гг. до н. э.), чтобы задуматься над возможными последствиями заявления Моисея.

   Мы можем только представить себе, какой внутренний переполох, должно быть, произвело решение Моисея в Египетском дворце в те критические годы после 1495 года до н. э. Наверняка в его адрес посыпались мольбы оставить своё упрямство и изменить своё решение. На вероятность подобной реакции указывает тот факт, что в то время в Египте ощущалась острая нехватка наследников мужского пола. Кроме Моисея был ещё только один мальчик, который мог косвенно претендовать на трон, и им являлся сын второй жены предыдущего фараона (позже названный Тутмосом III), который был на 10-20 лет моложе Моисея.

   Теперь легко определить оставшиеся годы Моисея и других участников этих драматических событий того времени. После того как Моисей обнародовал своё решение, он оставался в Египте ещё десять лет, т. е. до 1485 года до н. э. Затем, после убийства египтянина, он убежал из страны (Исх. 2:1215), так как боялся царя Египта (в то время правителем Египта всё ещё был Тутмос II, отец Хатшепсут). Шесть лет спустя после того, как Моисей убежал, Тутмос II умер, и Хатшепсут должна была что-то предпринять. Ясно, что ей не хотелось выходить замуж за мальчишку, который позже станет Тутмосом III, а других наследников-мужчин для неё не было. Таким образом, Хатшепсут вписала в историю Египта необычную главу, дерзко приняв на себя положенное мужчине руководство, и объявила себя фараоном Египта (отсюда название статьи Брауна «The King Herself» («Сама Царь» или заголовок на обложке «National Geographic»—«The SheKing of Egypt» («Царь Египта женского пола»). Это как будто было её ответом Моисею: «Хорошо же, если ты не хочешь сотрудничать и стать следующим фараоном, я сделаю это сама!».

   Хатшепсут управляла Египтом, как мужчина, примерно 21 год. На протяжении этого времени было нарисовано несколько её портретов и сделано несколько скульптур, но на ней всегда была одежда, типичная для царя—и никогда она не носила одежду царицы. В действительности, она обычно даже появлялась на людях с искусственной бородой, чтобы подчеркнуть присвоенный ею мужской пол. Затем, вскоре после прихода к власти, она возвысила молодого Тутмоса III до положения второго фараона вместе с собой. Но он всегда вынужден был оставаться на вторых ролях после неё—роль, которая его, несомненно, раздражала.

   Вскоре после смерти Хатшепсут в 1458 году до н. э., Тутмос III показал своё истинное отношение к ней. Во-первых, её тщательно мумифицированное тело было довольно грубо выставлено из саркофага, который она для себя приготовила, и позже её мумию даже отправили из погребальной камеры в маленькую смежную комнату, приготовленную для слуг и их вещей в предполагаемой загробной жизни. Затем в разных местах Египта систематически обезображивались её изображения и скульптуры—столь велико было презрение, которое испытывал к ней её наследник.

   Браун предоставил нам невероятно полезную статью о жизни и временах Хатшепсут. Его статья ещё больше интересна тем, что он, кажется, не раскрывает роль, которую эта древняя царица-царь могла иметь в жизни великого законодателя. Но если соединить две статьи вместе, то можно вполне достоверно определить эту роль. В статье Брауна также содержится очень много интересных деталей, относящихся к первым годам жизни Моисея, на случай, если пасторы захотят когда-либо использовать их в своих проповедях. Помимо этого Браун представляет ряд интересных деталей о поиске мумии Хатшепсут, в том числе удивительное обнаружение мумифицированного зуба, который в конце концов помог полностью идентифицировать её мумию.

Принимая правильное решение

   Проповедникам, планирующим подготовить проповедь о ранних годах жизни Моисея, несомненно, будет очень интересно и ценно обратиться к статье в National Geographic, почитать представленные там подробности, и взглянуть на мумифицированное лицо женщины, которая пыталась сделать Моисея своим сыном, и позже безуспешно надеялась, что он станет с её помощью следующим царём Египта.

   Эта драматическая история, несомненно, может стать мощным призывом для верующих сделать правильный выбор в жизни. Для каждого из нас могут наступить времена личной борьбы, когда мы будем искушаемы обещаниями больших преимуществ—таких как, например, трон Египта для Моисея. Но пример великого законодателя должен побудить нас тщательно обдумывать все «за» и «против» и затем принимать правильное решение. Иначе после смерти человек может всего-навсего оказаться интересным экспонатом в каком-нибудь музее. Моисей же, вместо участи музейного экспоната, получил привилегию стоять рядом с Господом на горе преображения, ободряя Его, и сейчас он, вероятно, занимает какой-нибудь высокий пост в Божьем небесном царстве. Как прекрасно, что когда-то, давным-давно, он знал, как сделать правильный выбор.

Ричард Литке Почётный профессор университета Валла Валла, Колледж Плейс, Вашингтон, Соединённые Штаты
Из журнала: Альфа и Омега 01/2015
admin 21-01-2019, 12:40 390 0

Комментарии


Добавление комментария

Социальные комментарии Cackle
Мир Библии