» » От просто «церковного служения» к «церкви, которая служит»: свидетельствуя окружающим

От просто «церковного служения» к «церкви, которая служит»: свидетельствуя окружающим

От просто «церковного служения» к «церкви, которая служит»: свидетельствуя окружающимОт просто «церковного служения» к «церкви, которая служит»: свидетельствуя окружающим

 
   Любой пастор, у которого есть посвящённые люди, которые регулярно, каждую неделю ходят в церковь, должен оказывать влияние на местную общественность. Это влияние можно использовать во благо, особенно, если пастор рассматривает пасторство в расширенном виде, как простирающееся и за пределами его общины.

   В своём районе я стремлюсь играть ведущую роль при разработке планов и мероприятий, направляя их в позитивное русло. Я считаю своей привилегией и прерогативой принимать активное участие в жизни местного сообщества. Поэтому я присутствую на заседаниях комитета по реконструкции района, на совещаниях в полиции, помогаю в организации общественных мероприятий и даже являюсь председателем местного межконфессионального братства служителей. Такое активное участие в делах города помогает разрушить непонимание и предрассудки и благоприятно отражается на общественной репутации нашей церкви.

Квартиросъёмщики или постоянные жители?

   Любая церковь, существующая в изоляции, показывает, что её не волнуют насущные нужды людей, находящихся рядом; поэтому как можно ожидать положительных результатов от каких бы то ни было духовных евангельских программ, планируемых такой церковью? Окружающие будут относиться к нам как к обычным арендаторам помещений в районе, а не как к постоянным жителям.

   Когда я был капелланом-добровольцем в местной больнице, тюрьме и университете, мне приходилось встречаться с людьми, у которых были разные биографии и жизненный опыт. Это позволило мне понять некоторые проблемы, с которыми сталкиваются наши современники, а также увидеть социальную озабоченность различных групп общества, что, в свою очередь, помогает мне вместе с церковью разрабатывать эффективные общественные проекты, направленные на удовлетворение этих нужд.

   Это не всегда легко сделать, особенно если члены не слишкомто сфокусированы на обществе и рассматривают церковь просто как место для поклонения. Многим церквям присуща естественная склонность к концентрации на себе, на собственном самосохранении. Для более старых, давно сложившихся церквей, начать принимать участие в жизни общества может быть так же непросто, как летящему самолёту сделать разворот на 180 градусов.

   По этому поводу Эллен Уайт пишет: «Служители не должны делать работу, которую должна делать церковь, истощая себя таким образом... Им следует учить членов, как трудиться в церкви и в обществе»1.

   В своей книге «Церковь, ориентированная на общество» Рик Русо и Эрик Свонсон описывают такую общину, как «готовую оторваться от церковных скамеек, служащих сеткой безопасности, и перейти улицу, чтобы попасть в настоящую жизнь, в служение реальному миру, чтобы поделиться истиной об Иисусе Христе»2.

Поиск нового фокуса

   Важно не только научить прихожан, как принимать участие в жизни общества, но и изменить тип мышления и отношение к этому некоторых из них. Несмотря на то, что Церковь была призвана отделиться в смысле образа жизни, но она никогда не призывалась отделиться от нужд людей, на которых стремится повлиять.

   Очень часто готовность поучаствовать в жизни общества мотивируется лишь стремлением обращения в свою веру. Участие в общественных проектах рассматривается лишь как возможность публично представить свои убеждения без какого-либо интереса к тому, чем живут эти люди и с какими проблемами сталкиваются. Мы собираемся в наших христианских кругах, молясь о заблудших, но никогда не вступаем с ними в сколь-нибудь значимые отношения. Когда мы всё-таки начинаем диалог, то прямо или косвенно говорим им о том, что они должны сделать огромный культурный скачок и как-то присоединиться к нам.

   Одной из трудностей, препятствующих эффективному влиянию в обществе, является отсутствие у церкви ясного понимания своей миссии.

   Распространение листовок по почтовым ящикам или проведение ежегодного жатвенного собрания может восприниматься некоторыми, как участие в общественной евангелизации; но пока не будет целевой программы, церковь не сможет оказать положительного влияния. Христианская вера требует от нас не просто верить во чтото, она требует, чтобы мы как-то употребили на практике эту веру. Поэтому когда мы утверждаем, что любим своего ближнего, в чём выражается эта любовь? Если мы говорим, что заботимся о бедных, как мы проявляем эту заботу?

   Не секрет, что сегодня, если церкви хотят достичь большего, они должны выходить за рамки традиционных внутренних программ. Эрик Свонсон пишет: «В постмодернистском мире большинство людей не впечатляют ни размер церкви, ни её преданность „истине"... Возможно, в этом веке самый сильный аргумент в пользу реальности Иисуса Христа, жившего в обществе, зиждется на наблюдении, а не на предложении. То есть нам необходимо иметь веру, которую можно не только предлагать другим, но и наблюдать в действии. Это значит жить по истине, которую мы хотим донести до людей, и жить жизнью Спасителя, с Которым мы хотим их познакомить»3.

   Когда Иисус хотел рассказать о Своей миссии и служении, Он выбрал отрывок 61-й главы пророка Исайи: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы... утешить всех сетующих, возвестить сетующим на Сионе» (ст. 1-3)4.

   Он проповедовал холистически, т. е., совмещая в одно целое провозглашение с утешением и восполнением нужд. Иисус осуществлял служение следующим образом: «И Слово стало плотию и обитало с нами» (Ин. 1:14; курсив автора). Апостол Павел также стремился «помнить нищих», когда был «готов благовествовать» (Гал. 2:10; Рим. 1:15). Эффективное служение всегда было холистическим, где добрые дела соседствовали с Благой вестью (Деян. 10:36-38).

Метод Христа

   Знакомый «подход Иисуса» из книги Эллен Уайт позволяет нам сфокусироваться на порядке приоритетов: «Находясь среди людей, Спаситель общался с ними, желая им добра. Он проявлял к ним сочувствие. Он служил их нуждам и завоёвывал их доверие. И только после этого Иисус говорил им: „Следуйте за Мною"»5.

   Вот какую последовательность в процессе выбрал Христос:

  1.  Общался с людьми—желал им добра.
  2.  Проявлял сочувствие.
  3.  Служил нуждам.
  4.  Завоёвывал доверие.
  5.  Приглашал следовать за Ним.

   Для того чтобы Церковь выполнила своё поручение, она должна обрести благосклонность не только в Божьих глазах, но и в глазах людей. «Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и любви у Бога и человеков» (Лк. 2:52).

   Иисус общался с людьми как Tот, Кто желает им добра; Он не отдавал предпочтения одним группам людей перед другими, вступая в общение как с фарисеями, так и с мытарями, а также с женщинами, детьми и чужестранцами. Он сочувствовал их нуждам. Это сочувствие выражалось в том, что Он выслушивал их и проявлял понимание—например, женщина у колодца, женщина, пойманная в прелюбодеянии—все они получили возможность рассказать о своих грехах, не выслушивая осуждения. Восполняя их эмоциональные нужды посредством принятия, утешения или ободрения, Христос завоёвывал их доверие; естественным следствием такого служения был отклик людей на Его духовное приглашение. Иногда наша ошибка заключается в том, что мы сразу перепрыгиваем с пункта 1 к пункту 5 и тщетно ожидаем результатов. Если же идти по порядку, шаг за шагом, то, скорее всего, мы сможем обрести более значимые и длительные отношения с окружающими.

Программа помощи

   Этот подход сработал на деле, когда группа членов из моей церкви решила начать простое служение раздачи пищи беднякам нашего района. Предоставляя еду и беседуя с людьми, эта группа из 20 человек собиралась днём в воскресенье в той части района, где проживали эти люди. Раздавались суп, бутерброды и булочки. Постоянство данного служения окупилось, так как постепенно наши усилия были замечены и оценены по достоинству.

   Многие из этой группы добровольных служителей завязали контакты с теми, кому они служили. Установились искренние дружеские отношения и приходящие почувствовали, что могут рассказать нам о том, как оказались на улице или как пристрастились к вредным привычкам. Фокус этих еженедельных встреч переместился с обычного предоставления пищи к предоставлению для них безопасного места, где бы они могли спокойно посидеть и поговорить с нами. Спустя несколько месяцев, за этими воскресными встречами последовало церковное служение завтраков, которое проводилось по утрам в субботу в арендованном зале. Сегодня у нас в церкви есть маленькая группа, состоящая из бездомных людей, которая собирается на служение каждую неделю. Такая группа образовалась в результате усилий нескольких членов церкви, пожелавших достичь людей там, где они находятся.

   Когда местные жители видят, что люди, каждую субботу посещающие церковь в их районе, также проявляют естественный интерес к тому, что происходит вне церковного здания, то возможности воздействия церкви на таких людей фактически безграничны. Также очень хорошо, когда они видят, что церковь не претендует на исключительность, но что люди с улицы также могут приходить в неё. Готовность церкви проводить общественные программы помогает наладить значимые связи.

Ночная смена

   Вдохновляющая история баптистской церкви в Херефорде показывает, как малообещающая ситуация может превратиться в доброе и эффективное дело. Расположенная в центре провинциального рыночного городка, церковь состояла в основном из пожилых членов. Она находилась в районе, который постепенно стал в городе местом ночных клубов. По утрам в воскресенье прихожане находили перед церковью груды мусора и ощущали запах рвоты и мочи.

   Вначале они задумали построить перед входом в здание стену, чтобы посетители клубов не могли вплотную подойти к церкви. Но затем одна женщина, которая была старожилом в этой церкви, высказала другую идею. Признавшись, что теперь, с годами, ей требовалось всё меньше сна, она предложила открывать вестибюль церкви по ночам, в пятницу и субботу, и приглашать любителей ночной жизни воспользоваться туалетом, присесть на скамеечку, выпить по чашечке кофе и поговорить. Это предложение было принято; к женщине присоединились другие добровольцы. Так начались «ночные смены» в жизни этой церкви.

   Благодаря этому маленькому начинанию, около 200 человек приходили каждые выходные между 11 и 3 часами ночи, чтобы выпить горячие напитки, воспользоваться туалетом и поговорить с дежурными. Интересно, что именно у пожилых людей было время и умение вести это дело, ведь для ночных гуляк они были безобидными дедушками и бабушками и вызывали умиление своей добротой. Так была преодолена проблема «отцов и детей». Кстати, общение со сверстниками не всегда наиболее эффективно.

   Эта история также показывает существующую в обществе жажду ощущения семьи. Многие из 1820-летних молодых людей не стали бы вести такие беседы со своими родителями. Или, возможно, им не хватает таких отношений с собственными дедушками и бабушками из-за того, что те далеко живут.

   Сейчас в церкви есть посвящённый доброволец для работы именно в ночную смену, и последние два Рождества там проходило служение, где с псалмами выступали посетители клубов. Это оказалось популярным, и постепенно начала образовываться новая церковь. Церковь вышла из застоя и начала расти.

   Итак, как же ваша поместная община может стать церковью, полезной в обществе? Вот некоторые предложения.

Подумайте о своей церкви

   Было бы неплохо обсудить и просмотреть с вашими активистами, советом или, если возможно, со всей церковью, некоторые ключевые вопросы, а именно:

  1.  Какова миссия нашей церкви?
  2.  Каковы наши основные стратегии?
  3.  Подходят ли наши программы для каждой стратегии? Каковы их сильные стороны? Каковы их слабые стороны?
  4.  Что можно модернизировать?
  5.  Если вашей церкви много лет, она устоявшаяся и не склонна к переменам, почему, по вашему мнению, Бог позволил ей находиться в этом месте так много лет?
  6.  Если у вас новая церковь, почему, как вы думаете, Бог поместил вас в это место именно сейчас, с точки зрения состава окружающих вас людей?
  7.  Если бы церкви (не здания) не стало, заметили бы это окружающие?

Исследуйте ваше общество

   Определите свою территорию. Постарайтесь обрести ясное понимание того, кто является «сообществом» вокруг вас. Может, это весь город, где расположена ваша церковь? Или, может, те, кто проживает в радиусе шести миль от церковного здания?

   Важным первым шагом на пути к тому, чтобы стать церковью, служащей нуждам окружающих, является знакомство с обществом, которому вы хотите помочь, и людьми, которым вы собираетесь служить. Информация может определить ваши действия, поэтому произведите оценку общества.

   Где можно найти информацию о проживающих в вашем городе людях? Можно начать с просмотра имеющихся статистических данных, например, http://factfinder2. census.gov или данных переписи населения в вашем городе. В некоторых регионах может быть проще просто найти необходимую информацию о вашем городе в Интернете и получить данные незамедлительно. Реальные факты дают больше, чем просто данные о населении, и откроют социальные, экономические и жилищные характеристики. Копните глубже и вы сможете узнать информацию о количестве неработающих инвалидов, о том, каковы наиболее распространённые проблемы со здоровьем, о количестве разведённых пар и количестве людей, живущих за чертой бедности.

   Почему эта информация важна? За цифрами кроются живые души, семьи и целые районы. Статистические данные могут быть первым шагом на пути к тому, чтобы «увидеть» и понять людей.

Определите нужду

   Следующим ключевым элементом после исследования вашего города, является определение первейших нужд и проблем, которые явно отражены в данных. Затем, начиная с одной нужды, сделайте что-нибудь новое, но начинайте с малого, соизмеряя ваши планы с имеющимися у вас ресурсами.

   Я присутствовал на конференции руководителей церкви по вопросам связи с общественностью, когда один служитель задал вопрос: «какой по величине должна быть ваша церковь, чтобы вы могли проводить эффективную работу с общественностью?» Мы можем подумать, что может понадобиться больше людей, чем есть у нас. Но для того, чтобы проводить эффективную работу с семьями в вашем городе, вам не нужно больше людей, чем семья.

   Обычный вопрос о размере вашей церкви следует заменить вопросом о размере влияния, оказываемого вами на окружающих. Любая другая мера—интересна, но является неподходящей. Давайте не будем впечатляться только количеством.

   Церковь из 12 человек хотела привлечь общественность, но не знала, как начать. В период обсуждения своих возможностей, один из руководителей церкви прочитал в местной газете, что существует насущная необходимость в родителях-опекунах. Он рассказал об этой нужде прихожанам и спросил, заинтересовало ли это когонибудь. К удивлению, шесть членов церкви выразили своё согласие, и какое-то время их церковь была известна, как церковьопекун.

   Проблема не в размере, а в готовности. Людей, которые не ходят в церковь, вряд ли привлечёт церковное богослужение, но они быстрее отреагируют на служение церкви.

Соответствуйте нуждам

   Когда один город был опустошён торнадо, его нужды были очевидны для поместных верующих. Пастор выступил в роли хозяина, открывая двери церквей для предоставления убежища и еды. Затем он стал предлагать консультирование и выслушивать нуждающихся. Через месяц его церковь провела совместное с представителями общественности молитвенное служение для тех, чьи дома были разрушены и жизни надломлены. Не приходится и говорить, что его инициатива получила широкую поддержку в городе.

   Ещё один пастор в Англии, озабоченный уровнем антиобщественного поведения в своём районе, выступил с инициативой создать вместе со своей церковью движение «Уличных пасторов». Каждую субботу по вечерам рядовые члены церкви, одетые в специальные голубые пиджаки, на спине которых была надпись «Уличный пастор», ходили по улицам по двое и на улицах обращались к молодёжи, чтобы выслушать и поговорить. Эта инициатива, получившая большое одобрение от местной полиции, пошла дальше и стала служить нуждам местных жителей. Им предлагалась совместная молитва, как способ оказания помощи в решении их проблем. Такое служение завоевало этой общине новое имя, которое дали ей в народе—«церковь для людей».

   Если бы все наши церкви воспринимались таким образом, мы бы выполнили данную нам Богом миссию по отношению к людям. Эта миссия заключается в том, чтобы члены поместной церкви собрались вместе и стали благословением для той местности, где эта церковь расположена.

------------------------------------
  1.  Ellen G. White, Historical Sketches of the Foreign Missions of the Seventh-day Adventists (Basle: Imprimerie Polyglotte, 1886), 291.
  2.  Rick Rusaw and Eric Swanson, The Externally Focused Church (Loveland, CO: Group Publishing, 2004), 12.
  3.  Eric Swanson, «Ten Paradigm Shifts Toward Community Transformation», Mission America, accessed July 17, 2013, www.missionamerica.org/Brix? pageID=13539.
  4.  Unless otherwise noted, all Scripture references are from the New International Version.
  5.  White, The Ministry of Healing (Mountain View, CA: Pacific Press Pub. Assn., 1942), 143.

Ричард Дэлай. Пастор, г. Лондон, Англия
Из журнала: Альфа и Омега 01/2014
admin 5-01-2019, 11:37 287 0

Комментарии


Добавление комментария

Социальные комментарии Cackle
Мир Библии