» » Церковь для города

Церковь для города

Церковь для городаЦерковь для города

 
   Мир менялся очень быстро, переходя из деревенской тишины к городской суматохе.

   В 1800 году всего 3 процента населения планеты проживало в городах. Сто лет спустя городское население выросло до 14 процентов и появилось 12 городов с населением свыше миллиона человек. Совсем недавно в мире вновь произошёл беспрецедентный рост городов и сегодня более 300 мегаполисов имеют население свыше миллиона человек. В наши дни большинство мирового населения проживает в городах. Ожидается, что к 2050 году это большинство возрастёт до 70 процентов мирового населения1. В настоящее время более 20 мегагородов, каждый с населением более 10 миллионов человек, составляют городской ландшафт.

   Ошеломительный рост городов бросает огромный вызов провозглашению Божьего Слова. Перед каждым служителем, евангелистом и членом церкви стоит неприступная гора, которую надо покорить, если мы ожидаем, что церковь выполнит своё глобальное поручение. Миссионерская деятельность в городах больше не может быть необязательной, но является повелительным призывом.

Миссионерская деятельность в городах

   Как нам достичь массы людей в городах? Как может евангелизм поспевать за ростом населения? Как могут люди всех языков, племён и народов услышать благую весть о спасении и скором возвращении Иисуса?

   Возможно, мы должны начать с простого осознания того, что эта миссия принадлежит не нам, а Богу. Эта миссия предполагает воздействие Его благодати и любви к миру. «Он—посылающий Бог, Бог для Которого надо идти, Бог, Который является в любое время и в любом контексте, чтобы каждый человек мог прийти к Нему и любить Его. Если Иисус шёл для такого Бога, то мы, Его последователи, должны поступать так же. Осуществление миссии—не дополнительный курс по выбору, не задание для отдельных учеников. Выполнение миссии—это основной курс нашего пути ученичества»2.

   Так как миссионерская деятельность стала насущнейшей необходимостью, она не может быть спорадической, бессистемной, так как миссионерство является причиной самого существования Церкви. Без ключевой сосредоточенности на миссии, берущей своё начало в великом поручении воскресшего Господа: «проповедовать, научить, крестить и сделать учениками все народы», церковь вполне могла бы быть ассоциацией единомышленников или социальным клубом с этическим уклоном. Быть учеником и делать учениками для Христа—вот миссия Церкви. Р. МакНил пишет об этом так: «Мы должны изменить свои представления о том, что значит сделать учеником, переместив акцент с изучения Иисуса и духовных истин в защищённом от мира кругу, на следование за Иисусом в мир... Это необходимо, чтобы присоединиться к Нему в Его искупительной миссии»3. Таким образом, миссия церкви не является независимой; даже само существование христианской церкви основано на её участии в выполнении той задачи, которую определил для неё Бог. «Церковь существует, потому что есть миссия, а не наоборот»4. Кристофер Райт говорит следующее: «Миссионерская деятельность—это то, о чём говорится в Библии; мы могли бы так же многозначительно говорить о миссионерских основах Библии, как и библейских основах миссии»5.

Как происходит миссионерская работа?

   Перед тем как приступить к миссионерской работе, мы должны узнать состояние людей, на которых собираемся направить свои усилия. Иисус описал это состояние образными словами: заблудший сын в далёкой стране, овца без пастыря, смертельно больной человек и т. д. Эллен Уайт говорит: «Множество людей настолько погрязли в грехе, что утратили чувство вечной реальности...Многих из них можно достичь только поступками бескорыстной доброты»6. Иисус оставил нам двойную стратегию для выполнения Его миссии: свидетельство и служение. «Милосердные слова и поступки—вот, что нужно миру. Христос предварял возвещение Своей вести делами любви и благотворительности. Пусть эти работники идут из дома в дом, помогая там, где требуется помощь, и по мере возможности рассказывают о кресте. Их проповедью должен быть Христос. Им не следует вдаваться в доктринальные тонкости, но надо говорить о делах и жертве Христа. Пусть они возвышают Его праведность и открывают в своей жизни Его чистоту»7.

   Восстановление отношений среди людей и между людьми и Богом—ещё одна важная часть миссии. История человечества началась с совершенных отношений любви между Богом и людьми. Адам и Ева были связаны с Творцом узами любви. Но с вторжением греха эти совершенные отношения были разорваны, а на их место пришли испорченные, греховные, эгоистичные отношения между человеком и человеком и между людьми и Богом. На этом фоне Бог выполнил Свою искупительную миссию. Он послал Своего Сына Иисуса в качестве первого миссионера—не только донести благую весть о спасении, но также быть олицетворением этой благой вести.

   В основании Божьей миссии— мотив любви: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16, NKJV)— и движение к примирению: «Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасёмся жизнью Его» (Рим. 5:10, NKJV). В конце истории при Втором пришествии Иисуса, восстановление совершенных отношений ознаменует победное завершение Божьей миссии. «Божья миссия является искупительной. Всё, что разрушил грех, решается и восстанавливается в результате этой миссии. Сюда входят не только разорванные отношения между Богом и человеком, но также отношения людей друг с другом и с остальным творением»8.

   Таким образом, миссионерская деятельность—это присоединение к Богу в работе восстановления всех пострадавших от греха сфер. «Если мы, по примеру Христа, будем творить добро, наши сердца будут такими же открытыми, как Его»9. Мы должны научиться у Христа, как исцеляющим прикосновением помогать страдающим людям.

Божий план по распространению Евангелия в городах

   Около 100 лет назад Эллен Уайт призвала адвентистское движение донести Евангелие до городов с помощью инновационных методов: «Сейчас собираются средства, которые должны использоваться для работы в неохваченных городах... Этими городами пренебрегали многие годы»10. Она призывала руководителей Церкви открыть в городах центры влияния, чтобы проводить разнообразные мероприятия, такие как семинары по здоровому образу жизни, книжные магазины/читальные залы, рестораны, литературное служение, лекции, малые группы, кулинарные классы и т. д. Её переживания по поводу работы в городах были бескомпромиссными: «Мы нуждаемся в работниках с ясным умом, способных разрабатывать методы для того, чтобы достучаться до людей. Нужно что-то делать для того, чтобы уничтожить существующие в мире предрассудки против истины»11.

   Экклезиология, стоящая за такой глубокой посвящённостью распространения Евангелия в городах, делает церковь не зданием или социальным клубом, а чем-то священным—объединением тех, кто призван участвовать в искупительной миссии Иисуса среди окружающих людей. Церковь заметна не архитектурным строением, но свидетельством об искуплении: это Божье общество искуплённых сыновей и дочерей, призванных составлять тело Христово и приглашать других присоединиться к ним и пережить божественное чудо спасения. Иисус говорил о Своей Церкви: «И на сём камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф. 16:18, The Message).

   Возможно, мы потратили слишком много времени, пытаясь защитить церковь от мира из-за боязни, что мир войдёт в церковь. В ходе этого мы, возможно, забыли нужду—идти и нести Евангелие в мир. По замыслу Иисуса, я полагаю, мир должен бояться Церкви, а не наоборот. Посмотрите на город Шеннай на юге Индии. В этом густонаселённом мегаполисе, где проживают 12 миллионов человек, 30 лет назад было около пяти церквей. Талантливые проповедники провели там серию евангельских программ, но рост членства был очень медленным. Евангелизм, прекрасный как прекрасны все евангельские кампании, ожидал, что люди придут в центр, чтобы услышать Благую весть. Церквей не становилось больше, хотя существующие пять были энергичными, не испытывали финансовых затруднений и демонстрировали всем адвентистский дух. Но большой мегаполис не может довольствоваться ограниченным количеством центров влияния.

   Затем появился молодой человек, Джонсон, у которого было видение, и который был полон любви и миссионерского духа. Вместо того чтобы ожидать, что люди придут послушать его проповедь в большом зале, он решил пойти туда, где эти люди живут: к ним домой. Не имея достаточно средств, но много молясь, он превратил свой церковный офис в студию звукозаписи. Для звукоизоляции в нём использовались одеяла, а также он одолжил несколько камер и магнитофонов и записал серию телепрограмм по изучению Библии на местном языке. Затем Джонсон пошёл по городу в поисках телестанции, которая согласилась бы транслировать эту весть. Он получал отказ за отказом и спустя несколько недель мучительных походов по телецентрам, Бог в конце концов ответил. Одна телестанция предложила время трансляции в 6 часов утра в субботу—едва ли в это время можно было собрать большую аудиторию. Но Джонсон согласился, и его весть была простой: «Что для вас может сделать Иисус?». Евангелие имеет особенность проникать в окаменевшие души, и вскоре письма от слушателей засыпали маленькую адвентистскую церковь. Многие из писем содержали небольшие пожертвования на расширение служения. Один этот пастор вместе со своими высоко мотивированными членами, продолжал делать телепрограммы, проводил групповые встречи по домам, где могли собираться соседи, и вскоре начались крещения. За этим последовали собрания по домам, собрания кварталов, посещения интересующихся, телефонные молитвенные марафоны... Сегодня в этом мегаполисе количество адвентистских церквей увеличилось до восьмидесяти, они являются самостоятельными церквями, объединёнными в конференцию. Джонсон не ждал, чтобы люди пришли и послушали его. Он пошёл туда, где они жили—страдающие, ищущие, больные и жаждущие благословенной надежды. Для Джонсона миссионерская деятельность—это идти туда, где живут люди, с Тем, Кто любит их всех. Это метод Иисуса.

   Что делает церковь успешной Церковью, которая удовлетворяет наши нужды? Может, это церковь, где есть хорошие проповедники, которые доставляют нам интеллектуальное удовольствие своим красноречием или даже чуть-чуть заставляют поволноваться, но не слишком? Церковь, где звучит приятная для нас музыка? Церковь, которая проводит программу или две, после которых нам кажется, что мы тоже служим? Нет ничего плохого в хорошем проповедовании, хорошей музыке и хорошо организованных программах, но не эти вещи определяют успешную церковь.

   Выдающаяся церковь, здоровая церковь—та, в которой мы находим Иисуса Христа в слове и в деле. Прославляющая Бога, любящая Евангелие церковь—та, где Божье Слово является главной мотивацией для выполнения Его работы—церковь, ищущая мира Божьего для города, в котором живёт. «Мир Божий, или Shalom—выражение намного богаче, чем отсутствие конфликта или модный способ прощания. Библейский shalom означает всеобщее процветание человечества. Ища shalom для города, Бог просил находящихся в Вавилонском плену жить и влиять, будучи во вражеском социальном и культурном окружении, и при этом воодушевляя и поддерживая добро и радость жизни, создавая shalom в каждой нише общества»12.

   Бог Shalomа не изменил Свой метод и цель. Он ищет заблудших. Он хочет, чтобы бродяга вернулся домой. Он хочет, чтобы раб стал свободным. Каждый из миллиардов безымянно живущих сегодня в бетонных джунглях, ценен для Него. Бог ищет их. Он хочет привести их в братство искупленных.

Четыре способа отношения церкви к городу

   Существует четыре типичных способа отношения церкви к городу. Первый: «церковь в городе». Она желает, чтобы люди пришли и услышали Евангелие. Она географически находится в городе, но не принимает активного участия в жизни города и общении с людьми. Второй: «церковь против города». Здесь «сообщество святых» становится в защитную позу по отношению к городу. Она расположена в нём, но всё в окружающей культуре воспринимается, как не просто плохое, а непростительное. Третий: «церковь при городе». Здесь церковь настолько впитывает культуру города, что «соль перестаёт быть солёной», а свет перестаёт светить. И ещё есть «церковь для города», которая проповедует истину Евангелия и не боится придерживаться библейского мировоззрения и нравственных стандартов. Такая церковь провозглашает истину Писания с любовью, ясностью, дерзновением, стремясь посвятить себя социальному, духовному и нравственному благосостоянию города13.

   Как сделать так, чтобы «церковь для города» стала явью? Как может ваша церковь бесстрашно и верно провозглашать Евангелие и принимать участие в жизни общества делами служения и милосердия? Сегодня города находятся в эпицентре важнейших Божьих действий, и важно, чтобы любая модель для открытия новых церквей учитывала уникальные нюансы служения в урбанистическом контексте. Многие из этих принципов пригодны и переносимы из городской церкви в Нью-Йорке в мегаполис в Западной Африке. Мы должны исполнить Божью волю и ухватить видение библейского служения в церквях, которые проповедуют и служат, как того хотел Иисус. Силой Святого Духа мы хотим, чтобы наши церкви были местом, где возвышается Иисус, очевидно Божье присутствие и ни у кого не возникает сомнения, что церковь любит свой город.

   Прошлой осенью, как раз после того, как ураган Сэнди достиг северо-восточного побережья Соединённых Штатов, я шёл по одному из наиболее пострадавших районов Нью-Йорка—Фар Роквей. Когда я вышел из церкви, которая была приспособлена под распределительный центр, то увидел ниже по дороге ещё одно церковное здание. Там, откуда я вышел, царил беспорядок: добровольцы разгружали грузовики, раздавали сотням жителей консервы, одежду, одеяла и горячее питание. А вторая церковь, вдалеке, выглядела очень чистой и опрятной, и у двери её стоял высокий молодой человек в аккуратном чёрном костюме. Я подумал: «Если бы Иисус проходил мимо в тот день, какая церковь понравилась бы Ему больше?» Ответ я увидел в глазах тех, кто служил нуждам общества. Я увидел лицо Иисуса в каждом из тех, кто стоял в очереди за помощью.

   Бог хочет, чтобы Его церковь была агентством по спасению всех Его детей. «Она была организована для служения, и её задача—нести Евангелие миру»14. Главная цель церкви—сделать учениками (Мф. 28:18-20), направить людей к Иисусу. Быть Его церковью— высокое призвание: церковью видимой, динамичной, взаимосвязанной, единой, освещающей тьму и не разделённой. Божья церковь должна быть наполнена Духом и распространять атмосферу благодати и энтузиазма. Быть церковью—значит охватить города Божьей любовью и заботой.

----------------------------------
1. www.prb.org/Educators/TeachersGuides/ HumanPopulation/Urbanization.aspx (assessed on January 8, 2013).
2. M. Breen and A. Absalom, Launching Missional Communities, Kindle edition, Loc 431–432.
3. Reggie McNeal, Missional Renaissance (San Francisco, CA: Josse-Bass, 2009), 10.
4. David J. Bosch, Transforming Mission (Maryknoll, NY: Orbis, 1991), 390.
5. Christopher J. H. Wright, The Mission of God: Unlocking the Bible’s Grand Narrative (Downers Grove, IL: InterVarsity Press Academic, 2006), 23.
6. Ellen G. White, Christian Service (Hagerstown, MD: Review and Herald Pub. Assn., 1947), 190.
7. Testimonies for the Church (Mountain View, CA: Pacific Press Pub. Assn., 1948), 7:228.
8. Reggie McNeal, Missional Communities, Kindle edition, Loc 624.
9. White, Christian Service, 150.
10. White, Manuscript 11, 1908.
11. Ellen G. White, Evangelism (Washington, DC: Review and Herald Pub. Assn., 1952), 129.
12. Darrin Patrick and Matt Carter, For the City: Proclaiming and Living Out the Gospel (Zondervan, 2010), 23, 24.
13. Ibid.
14. White, The Acts of Apostles (Mountain View, CA: Pacific Press Pub. Assn., 1911), 9.

ГЕРСОН П. САНТОС Доктор практического богословия, директор центра по изучению служения в городах, Генеральная Конференция Церкви АСД
Из журнала: Альфа И Омега 1/(41)/2014
admin 26-12-2018, 14:14 395 0

Комментарии


Добавление комментария

Социальные комментарии Cackle
Мир Библии