» » «А я не жадина!»

«А я не жадина!»

«А я не жадина!»

 
Щедрость подразумевает жертвенность

   Щедрость – это благороднейшее качество характера, которое воспитывается с детства. Оно может быть искренним, лицемерным или отсутствовать вообще.

   Настоящая щедрость всегда подразумевает жертвенность. Легко делиться тем, в чем сам не испытываешь никакой особой нужды. Быть не жадным, а щедрым означает уметь делиться тем, от чего бы сам не отказался. Проявление щедрости это не только жест доброго расположения и внимания к другому человеку. Это восполнение его нужды, «отрывая» что-то от себя. Подлинная щедрость основана не на правилах этикета, а на любви, сочувствии, милосердии и доброте. Она совершается от сердца и вызывает не чувство лишения, а чувство удовлетворения, исполненного долга и радости.

   Представьте себе: малыш Саша, предвкушая, заканчивает чистить мандарин, которым его угостила тетя Надя. И вдруг мама говорит: «А с папой поделишься?» Кажется, что сейчас Саша начнет вдумчиво и скрупулезно делить небольшой фрукт поровну, считая каждую дольку, и выбирая большую часть для себя. Но Саша приводит всех в изумление. Он подходит к папе, протягивает руку с целым мандарином и добросердечно говорит: «Папа, это все для тебя!» Какая трогательная картина! Папе ничего не нужно было от своего малыша. Он сам готов был ему дать столько, сколько он и представить не мог. Жест Саши говорит о настоящей щедрости.

   Настоящей щедрости учит нас Библия: «Раздели с голодным хлеб твой» (Исаии 58:7). Заметьте, сказано раздели, а не отдай излишки. От понастоящему щедрого человека никогда не убудет. Об этом писал апостол Павел, упоминая и о Божьей награде за щедрое сердце: «При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» (Библия. 2-е Коринфянам 9:6–8).

   Однажды Иисус Христос сказал золотые слова как руководство к жизни всякого человека: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Библия. От Матфея 7:12).

   Воспитание именно такой щедрости привносит красоту в характеры будущих взрослых.

«Жадный» возраст

   В возрасте 1,5–3 лет нежелание делиться своими игрушками присуще практически всем детям. Это жизненный период ребенка, когда он начинает осознавать себя как отдельную, в определенном смысле самостоятельную личность. И его игрушки – это его непосредственное продолжение. Ребенок начинает все лучше и лучше понимать, что есть вещи «папины», «мамины» и «мои». «Папины» и «мамины» чаще всего трогать нельзя.

   Рассмотрим типичную ситуацию. Один ребенок спокойно играет на детской площадке со своей новой игрушкой. И вдруг подходит другой малыш и беспардонно начинает ее забирать. Он ведь тоже хочет ей поиграться. Стоит заметить, что дети до 3–4 лет в большинстве случаев не спрашивают разрешения перед тем, как что-то взять чужое. Для владельца игрушки эта ситуация выглядит как самое настоящее пиратство! Его естественная реакция – любой ценой защищать свое имущество. Он пытается удержать свою вещь, кричит, плачет, зовет на помощь маму и возбужденно жалуется ей на вопиющую несправедливость со стороны другого «злого» малыша. Что же делает мама? Неожиданно, в повелительном тоне она просит, чтобы ее ребенок поделился. Ведь ей неудобно перед мамочкой другого малыша, что ее ребенок еще не умеет делиться. Более того, когда кровная «потерпевшая сторона» не собирается сдаваться, после просьб и уговоров, мама называет его обидным словом «жадина». И что в результате происходит в сознании «жадного» ребенка? Подрывается доверие к маме, возникают чувство незащищенности и обида. Почему же мы, взрослые, не хотим давать покататься на нашем автомобиле соседу, с которым время от времени только здороваемся? Захочет ли мама охотно поделиться своей дорогой косметикой с посторонней женщиной? Насколько для взрослого человека дороги его вещи, приблизительно настолько же для ребенка дороги и его игрушки. Самой правильной позицией родителей может быть та, когда они не заставляют, а учат своих детей быть щедрыми, но при этом и рассудительными. К примеру, можно ли поощрять щедрость ребенка, когда он делится своей дорогой игрушкой с тем, кто ее обязательно поломает?

Щедрость в семье

   Щедрость и подельчивость – прекрасные черты характера, благодаря которым ребенок в будущем заработает репутацию положительной личности. Ему будет легче строить взаимоотношения в семье, с друзьями и в коллективе на работе. Самое лучшее время для того, чтобы привить ребенку желание и умение делиться, это возраст от 2,5 до 5-ти лет.

   Некоторые родители ошибочно полагают, что ребенок сам дорастет до возраста «х» и тогда начнет понимать – когда, с кем и чем можно поделиться, чтобы не выглядеть жадным. А пока он маленький, то растущему организму нужно побольше витаминов. У какой мамы спокойно поднимется рука делить на троих (нее, папу и ребенка) единственную мандаринку или банан?! Что говорят такие родители, бабушки и дедушки малышу, который решил с ними поделиться чем-то вкусненьким? «Нет, нет, спасибо! Я не хочу, я такое не люблю, кушай сам на здоровье». Думаете, дети им не верят?

   С самого раннего детства ребенок должен понимать, что мама, папа, остальные члены семьи, соседи, друзья… тоже живые люди, которым часто хочется чего-то вкусненького. Иначе в нем настолько укоренится эгоизм и жадность, что в будущем от него зимой и снега не допросишься.

   Так многие родители, бабушки и дедушки годами убеждают детей и внуков, что они не нуждаются в их щедрости, а в глубокой старости ожидают увидеть в них щедрых и заботливых людей. Но закон сеяния и жатвы никто не отменял. Нельзя посадить огурец, ожидая, что вырастет клубника.

   Неважно, есть в вашей семье достаток или нет, с самого маленького возраста приучайте ваших детей делиться с вами. Не стесняйтесь брать у них что-то вкусненькое, что они от себя отрывают и предлагают вам. Поощряйте и благодарите детей за это. Пусть ваши дети испытывают настоящее удовлетворение и чувство радости от того, что они с кем-то поделились тем, чем сами с удовольствием могли бы насладиться.

На детской площадке

   Детская площадка – это первый социальный институт, где малыш учится правильно выстраивать свои межличностные отношения. Там родители могут помочь своим детям осваивать азы коммуникации. Если ваш малыш захотел без разрешения взять чужую игрушку, вы должны ему объяснить, что никто не обязан с ним делиться. Учите его вежливо просить и дожидаться разрешения. В случае отказа вы можете наедине обратить его внимание на то, как неприятно, когда с тобой не делятся! Ни в коем случае не называйте другого ребенка «жадиной». После этого подскажите ему, что чем больше он будет делиться с детками, тем больше вероятность, что они будут делиться с ним! Не заставляйте ребенка делиться против своей воли! Нельзя воспитать щедрого человека, насильно заставляя поделиться своей вещью. Кроме непонимания, раздражения и обиды вы ничего хорошего не добьетесь.

   От 3-х до 5-ти лет дети начинают понимать, что делясь своими игрушками, они обретают право совместно играть.

Будьте примером

   Старайтесь никогда не отнимать у ребенка силой то, что он держит в руках, конечно, если он не взял то, что может нанести вред его здоровью и здоровью окружающих. Если ваш малыш взял что-то не свое без разрешения, например, папин смартфон, протяните руку и попросите его вернуть этот предмет или положить на место. Если у вас есть еще дети, учите их также не отбирать что-то силой друг у друга. Иначе это обязательно послужит плохим примером. Ребенок с легкостью будет впитывать в себя такую манеру поведения и применять ее по отношению к другим. Более того, он может предположить, что тот, кто сильнее, вправе владеть вещью. А это, в свою очередь, может послужить зачатком агрессивных привычек, которые формируют характер.

Творческий подход

   • Создавайте условия для воспитания щедрости. К примеру, собираясь на прогулку, возьмите не одно яблоко для вашего малыша, а несколько, чтобы дать ему возможность поделиться с другими детьми. Если вы решили чем-то угостить посторонних детей, позвольте это сделать вашему ребенку.

   • Показывайте пример щедрости в семье. Делитесь друг с другом фруктами, печеньем… даже если у вас есть все в изобилии. Здесь важен мотив: мы делимся друг с другом потому, что мы любим друг друга и это приносит нам удовольствие.

   Также, показывайте пример ребенку, как правильно что-то попросить, а потом поблагодарить за полученное.

   • Учите детей советоваться с вами наедине тогда, когда они хотят подарить ту или иную игрушку другим детям. Понятно, что дети далеко не всегда могут быть рассудительными в вопросах щедрости. Увлекшись и на эмоциях, они с легкостью и без особой необходимости могут подарить дорогостоящую игрушку чужому ребенку, у которого таких целый арсенал. Поэтому приучайте малышей абсолютно всегда согласовывать наедине с вами свои намерения преподнести кому-то материальный подарок. Апостол Петр учил: «Покажите… в добродетели рассудительность» (Библия. 2-е Петра 1:5).

    • Щедростью предупреждайте ненужное накопительство. Со временем у ребенка скапливается много разных игрушек, к которым у него пропадает интерес. Они занимают место и уже не выполняют своей функции в вашем доме. Чтобы этого избежать и не дать шансов синдрому «плюшкина», время от времени организовывайте вместе с детьми ревизию их игрушек и одежды. Все, что можно считать непригодным и поломанным, договоритесь вместе выбросить. Все, что хорошо сохранилось, но уже не интересно, договоритесь кому-то подарить. Будет хорошо, если вы подарите хорошие старые игрушки (вещи) детям, которые в них действительно нуждаются. Можно собрать эти вещи и отдать в детский дом, интернат, семье с гораздо меньшими доходами, чем у вас и т. д.

   • Учите детей жертвенности. Чтобы прививать подлинную щедрость и помочь ребенку переживать чувство истинного удовлетворения, помогите ему на практике поучаствовать в благотворительности. Можно, например, определить постороннего ребенка, родители которого не могут себе позволить то, что вы можете позволить для своего малыша. Затем сходите в магазин игрушек и попросите вашего ребенка выбрать для подарка такую игрушку, какую бы он хотел сам иметь. Пусть он и подарит свой лучший выбор. Через некоторое время вы можете купить вашему малышу то, что он выбрал для другого. Только не делайте это закономерностью, чтобы щедрость не переросла в корысть. Объясняйте, что настоящая щедрость может быть только бескорыстной. От добра добра не ищут.

   Конечно, подобное можно проделать только в сознательном возрасте вашего малыша, предварительно подробно проговорив всю совместную затею.

   Идей может быть очень много, главное, подходить к ним творчески, учитывая принципы проявления щедрости. Тогда, возможно, ваше чадо никогда не пожалуется вам на детскую дразнилку «Жадинаговядина».

   Будьте счастливы!

Олеся Верещак. Психолог, педагог
Из журнала: Акцент 12/2014
admin 15-06-2018, 08:50 721 0

Комментарии


Добавление комментария

Социальные комментарии Cackle
Мир Библии