» » » Эмоции, изменяющие структуру мозга

Эмоции, изменяющие структуру мозга

Эмоции, изменяющие структуру мозга

 
   «Если вам достался лимон — сделайте из него лимонад». Дейл Карнеги

   При выздоровлении, при восстановлении после большой жизненной неудачи, при борьбе с депрессией и при энергичном подходе к решению сложной задачи наше отношение к происходящему играет гораздо большую роль, чем мы думаем. Бог создал наш мозг таким образом, что при надлежащей тренировке он наделяется способностью совершенствовать свои функции и способности и вообще управлять жизненным настроем. Структура мозга постоянно видоизменяется в соответствии с тем, что мы узнаем, ощущаем и чего ожидаем… Известный невролог Джон Рейти, доктор медицинских наук, эксперт в области нейропсихологии, заявляет следующее: «Наш пережитый опыт, наши мысли, наши действия и эмоции способны изменить структуру нашего мозга. Одной из важнейших предпосылок для таких изменений часто является изменение нашего отношения к окружающему нас миру».

   Когда речь идет о покорении жизненных вершин, то, как мы относимся к жизни, может быть важнее фактических обстоятельств. При негативном настрое даже на преодоление невысоких холмов нам потребуется масса энергии. При таком отношении к жизни мы будем не готовы к преодолению по-настоящему трудных вершин.

   Социальный психолог Кэрол Двэк, изучая ментальность детей и взрослых, сопоставила два фактора, которые она назвала «негибкий менталитет» и «менталитет, предполагающий развитие».

   Люди с «негибким отношением к жизни» уверены в том, что такие черты, как интеллект, способности, навыки, личностные характеристики и компетентность, являются врожденными свойствами и практически неизменны. Они считают, что если человек должен «трудиться» над своим развитием, это означает, что у него недостаток базового интеллекта или врожденных способностей. Они, как правило, считают себя разумными или неразумными, сильными или слабыми, победителями или неудачниками.

   Детям, обладающим таким взглядом на жизнь, необходимо постоянно доказывать себе и другим, что они по своей природе умные и способные, то есть «победители», а не «проигравшие». Из-за ярко выраженной необходимости «быть умным», вместо того чтобы «стать умным», люди с негибким менталитетом имеют тенденцию избегать трудностей и проблем; легко сдаются, когда сталкиваются с препятствием, игнорируют критику и усматривают в успехе других людей угрозу для себя.

   Когда ученик, обладающий негибким менталитетом, получает плохую оценку на экзамене, то вместо того, чтобы приложить больше усилий или составить для себя улучшенный план занятий, он видит себя «неумным». Люди с негибким менталитетом часто имеют отрицательный настрой; они страдают от тревоги и депрессии; им трудно прощать других, потому что они чрезмерно требовательны к самим себе.

   Социолог Бенджамин Барбер пришел к такому выводу: «Я не делю мир на слабых и сильных, а также на успешных и неудачливых… Я делю мир на тех, кто желает учиться, и тех, кто учиться не желает».

   Люди с менталитетом, подразумевающим развитие, верят в то, что несмотря на различие людей по имеющимся у них способностям, интересам и темпераменту, каждый из них способен к изменению в лучшую сторону. Они с энтузиазмом встречают возможность роста и развития, даже если при этом возникают затруднения или совершаются ошибки. Такие люди могут не считать себя самыми умными, они скорее заинтересованы в процессе «обретения разума». Они, как правило, с радостью принимают вызовы; не пасуют перед препятствиями; видят в усилиях путь к мастерству; извлекают уроки из критики, а успехи других людей их воодушевляют. Люди с менталитетом, подразумевающим развитие, как правило, имеют позитивное отношение к жизни. Они способны доверять другим; они обладают упорством, чтобы встать на ноги; они более снисходительны к другим людям. Когда ученик с «гибким менталитетом» получает плохую оценку на экзамене, он старается подумать об улучшении своего подхода к занятиям, полон решимости научиться и не откажется от своих целей.

   Виктор Франкл, еврейский психиатр, во время Второй мировой войны был заключен в Освенцим, потерял свою семью, карьеру, свободу и здоровье. Когда он был освобожден, то написал: «У человека можно отнять все, кроме последней из его свобод, которая заключается в выборе его отношения к конкретным обстоятельствам. Выбор новой привычки мышления, подобно изменению любой другой привычки, требует от нас практики, настойчивости и терпения. Мы учимся делать что-либо непосредственно в процессе работы. Таким образом, мастерство — это не действие, а привычка».

   Если вы скептик, не беспокойтесь! Невролог Джон Рейти рекомендует: «Мы не являемся пленниками наших генов и нашего окружения. Бедность, отчуждение, наркотики, гормональный дисбаланс и депрессия не диктуют нашу неудачу. Богатство, принятие нас другими людьми, поедание овощей и выполнение упражнений не гарантируют успеха. Гены устанавливают границы человеческого поведения, однако внутри этих границ отводится достаточно места для варьирования, которое определяется опытом, личным выбором и даже шансом. У нас всегда есть возможность перемоделировать наш мозг».

   Кроме того, позитивное отношение и здоровье глубоко взаимосвязаны, и это доказанный медицинской наукой факт. Люди, мыслящие позитивно, лучше реагируют на лечение и выздоравливают быстрее. Люди, относящиеся к жизни позитивно, любую проблему всегда будут рассматривать только как возможность. Когда что-то случается, они задают себе в первую очередь такие вопросы: «Как мне можно это использовать?», «Какой урок я могу из этого вынести?», «Что Бог хочет этим мне сказать?».

   Священное Писание полно обетований, которые нам всем очень хорошо известны:

  •  «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4:13).
  •  «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1 Петр. 5:7).
  •  «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6:34).
  •  «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28) и др.

   Формирование позитивного отношения к жизни требует немало времени, и это должно стать хорошей привычкой. Новые убеждения со временем утвердятся при практическом применении, и это поможет вам еще больше преуспеть при встрече с трудностями!

   Вот некоторые рекомендации, которые позволят развить в себе позитивный взгляд на все, что нас окружает:

✓ Улыбайтесь! Начинайте каждое утро с улыбки.
✓ Чаще смейтесь над самим собой.
✓ Равняйтесь на позитивных и счастливых людей.
✓ Благодарите Бога за все хорошее, что случилось с вами в течение дня.
✓ Зарядитесь позитивом сами и передавайте его окружающим людям.
✓ Верьте в то, что Бог с вами. Ведь Он вам это обещал!
✓ Оставайтесь оптимистом в любых ситуациях («делайте из лимона лимонад»).
✓ Читайте Библию, чтобы обрести Божье руководство и силу.
✓ Любую проблему оценивайте с позиции потенциальной возможности.

Надежда Иванова, директор Отдела здоровья ЕАД
Источник: Адвентистский вестник\№4\2016
admin 11-04-2018, 07:50 754 0

Комментарии


Добавление комментария

Социальные комментарии Cackle
Мир Библии