» » Иезекииль — иудейский юродивый в Вавилоне

Иезекииль — иудейский юродивый в Вавилоне

Иезекииль — иудейский юродивый в ВавилонеИезекииль — иудейский юродивый в Вавилоне

 
   Книга пророка Иезекииля — подлинная жемчужина Ветхого Завета. Однако, к великому сожалению, эта жемчужина очень многими христианами еще не найдена! Эту книгу изучают крайне редко, ее редко цитируют, и очень мало христиан считают этого пророка своим любимым. Рискну предположить, такое положение вызвано тем, что у Иезекииля не так много обетований, как в других книгах, не так много мессианских пророчеств; его язык сложен и порой витиеват, а образы, представленные в его проповедях, напрямую связаны с вопросом Божественного суда над Израилем. Все это делает книгу Иезекииля одной из самых непонятных и нечитаемых. Однако обо всем по порядку.

Немного о пророке

   В Ветхом Завете часто происходит так, что имя человека очень ярко и точно отображает его жизнь. Оно — словно иллюстрация его судьбы. Именно так случилось и с Иезекиилем. Корнем его имени является еврейский глагол hazak, означающий «укреплять»; соответственно, его имя значит «Бог укрепит». И эта Божественная поддержка видна на протяжении всей книги.

   Иезекииль, по-видимому, родился в Иерусалиме, в семье священника. Ему было всего восемнадцать лет, когда в 605 году до н. э. впервые армия Навуходоносора вторглась в Иерусалим и храмовая утварь была перевезена в Вавилон, а многие из его друзей и сверстников были взяты в плен. В тот год его миновала эта участь, но уже в 597 году, при следующем посещении Навуходоносором Иерусалима, он был взят в плен вместе с молодым царем Иехонией и многими другими жителями иудейской столицы.

   В возрасте тридцати лет, а для евреев это возраст выхода на общественное служение, Иезекииль был призван на служение пророка. То был июль 593 года до н. э. Иезекииль проживал со своей верной спутницей-женой в еврейском гетто близ канала Кевар, в местечке Тель-Авив. По данным самой книги Иезекииля его пророческое служение продолжалось приблизительно двадцать два года — с 593 по 571 год до н. э. Годы служения Иезекииля явились летами подлинного посвящения Богу, когда на алтарь Яхве было положено все: жизнь, здоровье, честь и достоинство. И даже его верная жена, «утеха очей» его (Иез. 24:16), стойко переносившая все выпавшие на долю мужа испытания, сама умерла в день взятия Иерусалима, став неким прообразом Иерусалимского храма. Иными словами, пророк Иезекииль в Вавилоне превратился в «юродивого», «безумца », выполнявшего все Божественные указания, обличавшего и взывавшего к сознанию и совести согрешившего народа, ныне за свои беззакония прозябавшего вдали от родной земли.

   Бог призывает Иезекииля на служение, когда множество евреев уже находятся в вавилонском плену. Для духовно проницательных людей, тем более таких как пророк Иеремия, плен не был неожиданностью. Народ шел к этому целенаправленно. Они нарушали завет, заключенный с Яхве при исходе из Египта, поклонялись чужим богам и всем этим вызывали гнев Божий. Нарушенные клятвы царя Седекии, в соответствии с которыми он обязался служить царю Навуходоносору, стали последней каплей, переполнившей чашу Божественного гнева Яхве. Поскольку при заключении договоров в древности люди клялись своими богами, призывая таким образом проклятия на свою голову в случае неисполнения обещания, Седекия, «отложившись» от Навуходоносора в пользу Египта, вызвал на себя кары Господни. Собственно, вся совокупность преступлений народа и его власти привела к разрушению города и храма в 586 году до н. э.

   Как уже было сказано, Иезекииль попал в плен, будучи еще молодым человеком. В создавшихся условиях Богу необходимо было «объясниться» со Своим народом, Ему было необходимо предъявить иск Своему народу, поскольку Он желал судиться с ним. Такая форма судебной тяжбы в Ветхом Завете называется еврейским словом riv, то есть это тяжба завета в случае, когда одна из сторон нарушала его. Для этого Богу нужен был пророк, и таким пророком в Вавилоне стал Иезекииль. При этом его книга уникальна тем, что в ней кроме самого Иезекииля и Бога (или Его ангела) не говорит никто, то есть в его книге отсутствует прямая речь иных персонажей. Образно говоря, «к микрофону никому не дано подходить». Народ в этом случае должен только молчать и слушать! Однако народ стал настолько жестоковыйным и невосприимчивым, что пророк вынужден юродством своей проповеди и резкими речами изображать нынешнее падшее состояние современного поколения.

   Учитывая все вышесказанное, нельзя не отметить и то, что в книге Иезекииля сосредоточено немало очень важных обетований, актуальных как для пленного народа, так и для нас сегодня. И для того, чтобы в этом смысле усвоить логику пророка, нам необходимо обратиться к композиции его книги.

Композиция книги

   Говоря о библейской ветхозаветной литературе, стоит отметить, что очень часто наилучшим комментарием к той или иной книге является сама композиция, или структура книги. Это в полной мере применимо к книге пророка Иезекииля. Уже в ее структуре заложена основная богословская идея книги и ее весть. Книгу Иезекииля делят по-разному.

   В основном, это деление является тематическим:

1) гл. 1–24 — речения о наказании, обращенные к жителям Иерусалима; 2) гл. 25–32 — речения о других государствах;
3) гл. 33–39 — речения о спасении народов;
4) гл. 40–48 — речения о восстановлении еврейского государства.
 
   Однако те, кто видит в книге хиастическую структуру, отмечают ее безусловные литературные достоинства:

А. Бог приходит в Свое святилище для суда (1–11) В. Изречения о суде (12–23)
С. Иерусалим осужден (24)
D. Пророчество против соседних народов (25–28:10)
Е. Суд над павшим ангелом (28:11–19)
D¹. Пророчество против соседних народов (28:20–32)
С¹. Падение Иерусалима (33)
В¹. Изречения об оправдании (34–39)
А¹. Бог приходит в Свое святилище для восстановления (40–48)
 
   Итак, в части А (это главы 1–11) Бог приходит в Свое святилище для суда. Здесь, прежде всего, описывается видение Божественной колесницы (евр. merkaba). Хотя в других частях Ветхого Завета мы еще до времени Иезекииля обнаруживаем загадочные описания Божественного присутствия, тем не менее именно Иезекииль стал первым пророком, которому было дано созерцать Божественную славу. В этом смысле мистический опыт Иезекииля стал уникальным, в будущем на него будут ориентироваться многие другие авторы. Не стал исключением и Иоанн Богослов — автор книги Откровение, которая во многом заимствует идеи Иезекииля. Более того, можно с уверенностью сказать, что если мы не понимаем Иезекииля, нам трудно будет понять и Откровение! Иными словами, опыт соприкосновения с Божественным оставил глубочайший след в жизни самого Иезекииля и затем отразился в последующих богословских идеях и литературе, как иудейской (в том числе и кабалистической), так и христианской.

   В этой же части описана история призвания Иезекииля, а также начало его служения, когда пророк вынужден на себе самом демонстрировать все ужасы последствий плена: это и унижение, и переселение, и скудное питание, и многое другое. Кроме того, в этой же части дано описание идолопоклонства (гл. 8), в которое впали многие представители иудейского истеблишмента, политической и религиозной элиты. Восьмая глава очень ярко описывает десакрализацию Иерусалимского храма; из-за идолопоклонства всякая святость и сакральность этого места исчезают, и, для того чтобы продемонстрировать эту потерю святости, в следующей (9-й) главе описывается уничтожение нечестивых. Каратели исполняют эту миссию, начав с самого Храма, вследствие чего он наполняется трупами, что недопустимо, и Яхве покидает Храм (гл. 10). В заключение этого раздела Господь заверяет пленных, что Он вернет их на родину и даст им новый дух и новое сердце (см. Иез. 11:17–19).

   Части А противопоставлена часть А¹, где Бог приходит в Свое святилище для восстановления (главы 40–48). Основной темой этого внушительного отрывка является возвращение Яхве в Иерусалим и восстановление иудейской государственности, хотя и не в том виде, в котором она существовала до плена. Именно поэтому этот отрывок вызывает очень много споров, поскольку не до конца понятно, о чем хочет сказать пророк, — либо это условное и несбывшееся пророчество, либо здесь используется ветхозаветный язык для описания эсхатологической реальности. В любом случае кульминацией этого отрывка и всей книги в целом является обетование о том, что город будет называться «Господь пребывает там» (Иез. 48:35; пер. ИПБ).

   Как видно из структуры, в следующую часть В помещены изречения о суде (гл. 12–23) над народом. Именно сюда вошли наиболее тяжелые для чтения обличения пророка. Уже с самого начала этого раздела Господь говорит о состоянии народа: «Сын человеческий! ты живешь среди дома мятежного; у них есть глаза, чтобы видеть, а не видят; у них есть уши, чтобы слышать, а не слышат; потому что они — мятежный дом» (Иез. 12:2). Господь словно предупреждает пророка, и это уже не в первый раз, о том, что к обличениям его старейшины не прислушаются, поэтому Иезекииль должен быть мужественным. Уже во время призвания ему было сказано: «Я посылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорным, которые возмутились против Меня; они и отцы их изменники предо Мною до сего самого дня. И эти сыны с огрубелым лицом и с жестоким сердцем; к ним Я посылаю тебя, и ты скажешь им: „так говорит Господь Бог!" Будут ли они слушать или не будут, ибо они — мятежный дом; но пусть знают, что был пророк среди них. А ты, сын человеческий, не бойся их и не бойся речей их, если они волчцами и тернами будут для тебя, и ты будешь жить у скорпионов; не бойся речей их и не страшись лица их, ибо они — мятежный дом; и говори им слова Мои, будут ли они слушать или не будут, ибо они упрямы» (Иез. 2:3–7).

   В этом разделе поднимается вопрос религиозной и моральнонравственной нечистоты народа, и Господь называет Иерусалим блудницей и сестрой Содомы (см. Иез.16:35, 48). Поэтому неудивительно, что следующий раздел С книги — это известие об осаде Иерусалима (см. гл. 24), а параллелью этому разделу служит часть С¹, где описано падение Иерусалима (см. гл. 33).

   Ранее было сказано о том, что, даже несмотря на такую порочность народа, Господь не оставляет его, поэтому в противоположном разделе В¹ помещены изречения об оправдании (гл. 34–39). Здесь сосредоточены обетования о восстановлении народа, о том, что Сам Яхве будет их Пастырем, в противоположность тем пастырям, которые пасли сами себя и не заботились о народе (гл. 34). Некоей кульминацией этого раздела является глава 37, в которой описано видение о восстановлении народа, и, по сути, христианские комментаторы видят в этой главе обетование о воскресении из мертвых.

   Итак, разделы В, С и С¹ посвящены суду над израильским народом, а раздел В¹ — восстановлению народа и его оправданию. При этом Иезекииль в своем понимании суда Божьего идет дальше и много внимания уделяет вопросу суда над соседними народами, поскольку грех еврейского народа и его идолопоклонство отчасти спровоцированы соседями. Пророк показывает в своей книге Божественное всевластие, Яхве — Бог над всеми народами, поэтому в равной мере Он будет судить всех! Соответственно, в раздел D и D¹ помещены пророчества против соседних народов, это главы 28–32. Интересно отметить и то, что в истории удивительным образом исполнились все эти пророчества.

   Однако и это еще не все. В центр своей книги Иезекииль помещает самый важный, и, пожалуй, самый известный в его книге отрывок. Это часть Е — суд над павшим ангелом (см. Иез. 28:11–19). Пророк осознает, что Божественный суд не был бы полным, если бы Он оставил без наказания виновника всякого преступления и греха — падшего ангела, или сатану. В образе царя Тирского описан некогда возгордившийся и восставший против Бога херувим. Именно с него начинается противление Богу; к его падшему состоянию присоединились и Адам с Евой, и все человечество было ввержено в пучину беззакония. За это в конце раздела звучит недвусмысленное определение: «Ты сделаешься ужасом, и не будет тебя вовеки» (Иез. 28:19).

   Таким образом, в своих проповедях о Божественном суде Иезекииль проходит через все уровни, вначале описывая суд над иудеями, затем суд над соседними народами, а после них и суд над зачинщиком всякого преступления — падшим херувимом.

Тематика книги

   К сожалению, в рамках данной статьи невозможно сказать обо всех темах, которые поднимает пророк. Поэтому ограничусь самыми основными.

   Во-первых, более шестидесяти раз Иезекииль использует еврейское слово yadah (знать). Он уделяет много внимания концепции знания Бога. Для него одна из причин плена — это незнание народом своего Бога.

   Во-вторых, еще задолго до плена библейские авторы поднимали вопрос о личной ответственности перед Богом. Иезекииль развивает эту тему и демонстрирует важность ответственности во всех сферах: религиозной, социальной и т. д.

   В-третьих, одним из первых Иезекииль поднимает вопрос об идолопоклонстве, но не формальном (об этом говорили и до него), а об идолах в сердце (гл. 14). Благодаря такой постановке вопроса эта глава является до сих пор очень актуальной.

   В-четвертых, пророк много говорит о праведности и дает определение праведнику.

   Иными словами, хотя эта книга была написана в VI веке до Р. Х., ее важность чувствуется и поныне.

Эдуард Егизарян, доктор богословия
Из журнала: Адвентистский вестник 02/2018
admin 3-08-2018, 12:04 335 0

Комментарии


Добавление комментария

Социальные комментарии Cackle
Мир Библии