» » Великая третья личность Божества

Великая третья личность Божества

Великая третья личность Божества


   Однажды выдающийся географ пригласил своего друга-пастора: «Пойдемте, я покажу вам самую большую на земле неиспользованную силу», — и повел его к Ниагарскому водопаду. Глядя задумчиво на пенистый столп воды, высотой в несколько десятиэтажных домов, который с грохотом падал вниз, так что на несколько километров вокруг стоял туман от брызг, пастор сказал: «Нет, это не она … Самая большая в мире неиспользованная сила — это Дух Святой…»

   Красивая иллюстрация, не так ли? К сожалению, некоторые христиане образный язык этого сравнения принимают за буквальный: они считают Святого Духа только силой, подобной силе электрического тока или энергии падающей воды Ниагары. Кто же Он, Дух Святой? Просто сила, обозначаемая буквой F, измеряемая килограммами, амперами, пусть даже выраженная астрономическими цифрами? Или это Личность, обладающая всемогущей силой, не подлежащей никакому измерению? И если это Личность, то, какого порядка? Приглашаю вас, уважаемые читатели, с большим благоговением и почтением, осознавая величие предложенных вопросов, вместе поискать на них ответы.

Личность Святого Духа

   Священное Писание ни разу не называет Святого Духа силой. Однако Бог назван силой! «Бог Мой — сила Моя» (Ис.49:5). «Господи, сила моя, и крепость моя» (Иер.16:19). «Господь Бог — сила моя» (Авв.3:19). Но Дух Святой никогда не назван силой! Очевидно, Господь предвидел смущение человеческого разума по этому вопросу.

   А как же быть с текстами, подобными тексту Лк.1:35: «Дух Святой найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя», или Деян.1:8: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой»? Данные тексты говорят о том, что люди получают силу при излитии на них Святого Духа, однако никоим образом не идентифицируют Святого Духа с силой. Более того! Священное Писание содержит прямые, убедительные доказательства того, что Святой Дух — это Личность.

1.1. Лексические доказательства

   В греческом языке средний род существительных с артиклем то преимущественно относится к неодушевленным предметам. Но и слово пнеума, то есть дух — существительное среднего рода! Обратите, пожалуйста, внимание, какой уникальный метод использует евангелист Иоанн, чтоб у его читателей не сложилось превратное мнение о природе Святого Духа. Он намеренно нарушает правила грамматики! 2 Указательное местоимение, которое заменяет существительное пнеума, он ставит в мужском роде! В его Евангелии мы читаем: «Когда же придет… Дух [пнеума — средний род] истины… то Он [экейнос — мужской род] будет свидетельствовать о Мне» (Ин.15:26). «Когда же придет Он [мужской род], Дух [средний род] истины… Он [мужской род] Меня прославит» (Ин.16:13,14).

   Послушайте, пожалуйста, как звучал бы эквивалент такого предложения на русском языке: «Когда придет пастор, она будет учить нас. Мы уважаем эту пастора». Смешно? Не только! Абсолютно безграмотно! Однако не расстраивайтесь, уважаемые читатели! Иоанн был образованным человеком, он в совершенстве владел греческим языком! Но он специально использует грамматическую несогласованность родов, добавляя к существительному среднего рода местоимение мужского рода, чтобы подчеркнуть: Дух Святой — это не неодушевленная субстанция, а Личность!

   Тем не менее, вы можете возразить: А как убедиться в этом человеку, незнакомому с греческим языком? И здесь не стоит беспокоиться! Писание представляет большую группу других весомых доказательств Личностной природы Святого Духа.

   Такое распространенное в современном языке слово, как «личность», в Библии отсутствует. Но, слава ее Премудрому Автору: Писание изобилует признаками, которые определяют Святого Духа, как Личность.

1.2. Свойства личности

   Какие же свойства характеризуют личность как таковую? Каждая нормально развитая личность обладает следующими характеристиками:
  •    интеллектом,
  •    совестью,
  •    волей,
  •    чувствами;
  •    личность владеет собственным именем.
   Библия однозначно и разнообразно свидетельствует о наличии этих характеристик в Духе Святом.
1.2.1. Интеллект
   Присутствие интеллекта, или разума определяется, прежде всего, мышлением. «Испытывающий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божьей» (Рим.8:27). Но мысль можно выразить! Поэтому следующий признак разума — способность передавать мысли, то есть говорить. «Когда же придет Он, Дух истины, то… не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит» (Ин.16:13). «Между тем, как Петр размышлял о видении, Дух сказал ему… Встань… иди с ними, ибо Я послал их» (Деян.10:19,20).

   Свойством высокоразвитого разума является способность обучать. «Утешитель же, Дух Святой… научит вас всему» (Ин.14:26). «Ибо Святой Дух научит вас в тот час, что должно говорить» (Лк.12:12).

   И наивысшей интеллектуальной способностью, названной A. Экзюпери высшей ценностью личности, считается способность общаться. «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами» (2.Кор.13:13). Греческое слово койнониа, переведенное нашим «общение», означает глубокие, гармоничные отношения, сочувствие, содружество, общение. Разве сила, подобная силе Ниагарского водопада, способна койнониа? Какой абсурд! Только Личность, причем глубокая, духовная, одаренная, стоит за этим высказыванием.
1.2.2. Совесть
   Совесть — это психологическая способность личности; одной из ее функций является определение добра и зла, истины и заблуждения, праведности и греха.

   О, какие же разные понятия у людей по этим вопросам! То, что для одних является грехом, для других — добро и истина! То, что одни называют светом, другие почитают тьмой. К большому сожалению, «у каждого своя совесть»… А где же истинные, объективные критерии добра и зла? Кто направит «магнитную стрелку» совести человека к истинному полюсу? Кто нам покажет, что на самом деле праведно, а что грешно? «И Он [Дух Святой, Утешитель], придя, обличит мир о грехе и о праведности и о суде» (Ин.16:8, букв. перевод). Воистину, Дух Святой — вселенская Совесть! Его голос звучит к каждому человеку, тихо, но настойчиво свидетельствуя: это хорошо, а это — плохо…

   Выдающиеся библейские мужи согласовывали свою совесть с этим голосом: «Свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом», — пишет апостол Павел в Рим.9:1. Величайшая нравственная сила во вселенной может принадлежать только выдающейся Личности! Лишить мир Этой Личности, сказать, что Она — не Личность, значит лишить мир нравственности, что мы и наблюдаем сегодня… Вина за колоссальный всплеск аморальности и преступности сегодня лежит не только на современных университетах, где излагается теория эволюции, но и на религиозных лидерах, которые пригвождают Божий Моральный Закон ко кресту и дискредитируют Самого Выдающегося Учителя нравственности — Духа Святого.
1.2.3. Воля Духа Святого
   Следующая исключительная характеристика личности — воля с ее главной функцией — сделать выбор и принять решение. Вот что говорит Писание о воле Святого Духа в тексте Деян.15:28: «Ибо угодно Духу Святому…». Греческое слово эдоксэн, представленное в Синодальном переводе словом угодно, имеет одно из ведущих значений — решать, принимать решение. Тогда приведенный текст будет звучать так: «Ибо решил (принял решение) Дух Святой…».

   Сильная личность обладает независимой волей, то есть она свободна в своем выборе и независима в решении. Именно такова воля Святого Духа: «Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому, как Ему угодно» (1.Кор.12:11). Греческое слово булэтай, переведенное русским «хочет», происходит от булэ, что означает — решение, воля. В Своих действиях Дух Святой руководствуется исключительно Своим решением, Своей волей. Он — независимая, сильная личность.
1.2.4. Чувства Святого Духа
   О глубине и яркости личности свидетельствуют ее чувства. Обратите, пожалуйста, внимание, какие чувства Святого Духа подчеркивает Писание. Любовь: «Умоляю вас, братья, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа…» (Рим.15:30). Святая ревность, которая не допускает, чтобы сердце человека принадлежало еще кому-то, кроме Святого Духа: «Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: „до ревности любит дух, живущий в нас"?» (Иак.4:5). Слово ревность в оригинале — это «сильное желание», «сильная тоска по ком-то», «любовь». Можно ли после таких сильных высказываний сомневаться, что Святой Дух — это Личность? Причем очень чувствительная Личность. Прочитайте, пожалуйста, еще один текст: «И не оскорбляйте Святого Духа Божья» (Еф.4:30). Люпэтнэ — «не причиняйте печали», «не огорчайте».
1.2.5. Имя Святого Духа
   Особа всегда носит имя. Библейское имя — это не просто благозвучное слово, оно отражает характер его владельца. Послушайте, пожалуйста, какое уникальное имя было дано Святому Духу Самим Христом: Утешитель (см. Ин.14:16,26; 15:26)! Параклетос — Ходатай, Посредник Помощник, Наставник — вот что значит это имя. А Его ходатайство — это «воздыхания неизреченные» (Рим.8:26)… Он расстраивается и скорбит, тоскует и любит, зовет к добру и праведности, решительный и волевой, мыслящий и обучающий, имеет глубокие, близкие отношения… Неужели всем этим богатством качеств может обладать сила?

   Невольно согласишься с пророком Исаией: «Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами…» (Иc.6:10). Только преднамеренным, сознательным закрыванием своих глаз на истину можно объяснить отвержение Святого Духа, как Личности. Однако корни данной проблемы уходят глубже человеческого упрямства, они опускаются до самого apxи-обманщика — дьявола. Это ему выгодно лишить мир Бога Сына, страдающего на кресте ради искупления человечества, а потому Единственного, которым «надлежало бы нам спастись». Это ему выгодно перенести акцент Писания, свидетельствующего о Христе, на далекого, равнодушного Бога, с непонятным именем Иегова. Это дьяволу удобно лишить мир тоскующей Личности Святого Духа, Который ведет к Богу Сыну.

1.3. Дух пророчества о Личности Святого Духа

«Вот три живые Личности Небесной Троицы. Именем этих трех великих сил [подчеркнем в данной цитате сочетание понятий Личность и сила] — Отца, Сына и Святого Духа — каждый, принимающий Христа живой верой, крестится… Вечные Небесные Личности Троицы — Бог, Христос и Святой Дух… помогали им [апостолам] в работе… Необходимо осознать, что Святой Дух, являющийся такой же Личностью, как и Бог, проходил по этим землям… Святой Дух является самосущей Личностью, ибо Он несет свидетельства вместе с нашими духами о том, что мы являемся детьми Божьими… Святой Дух есть Личность, иначе Он не мог бы свидетельствовать духу нашему и вместе с нашим духом, что мы — дети Божьи» (Уайт Э. Евангелизм, стр.615-617).
   «Греху можно сопротивляться и противостоять только благодаря могущественному влиянию Третьей Личности Божества, Духа Святого, которая проявляет себя не в видоизмененной энергии, но во всей полноте Божественной силы, очищающей сердце» (Э. Уайт. Желание веков, стр.671).

   Воистину, Дух Святой — это сильная личность, но не только! Это — Божественная Личность.

Личность Божественного порядка

   О Божественности Духа Святого Священное Писание свидетельствует так же однозначно и неоспоримо, как и о Его Личности.

2.1. Лексические аргументы

   Много раз Писание прямо называет Эту Личность Богом, стоит лишь сравнить некоторые тексты. Например: «Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому?… Ты солгал не человекам, а Богу» (Деян.5:3,4). «Разве не знаете, что вы храм Божий [речь идет о человеческом теле]… Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа?» (1.Кор.3:16; 6:19). Более того, сравнив параллельные тексты Ветхого и Нового 3aветов, мы с удивлением обнаруживаем, что Дух Святой носит величественное имя Бога — Яхве! Об этом более подробно мы поговорим ниже. Чтобы показать, что Дух Святой — Личность, равная двум другим Личностям Троицы, новозаветные авторы иногда использовали традиционный библейский лексический метод — умышленное грамматическое нарушения (о нем мы упоминали выше). Так евангелист Матфей пишет: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28:19). В греческом языке при перечислении нескольких объектов не может стоять обобщение в единственном числе. Правильно было бы сказать: «крестя их в Имена Отца и Сына и Святого Духа». Но Матфей, как и Иоанн, допускает умышленное нарушение, чтобы подчеркнуть, что Имя всех Трех Лиц Божества — одно, общее. Заметим, что апостол Матфей известен своей грамотностью, пунктуальностью и педантичностью, ему никак нельзя приписать необразованность.

   Великий апостол Павел использует похожий метод, упоминая все Три Лица Троицы, как равные, в одном апостольском благословении: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами» (2.Кор.13:13). Возможно, Дух Святой чем-либо ниже других Лиц Божества, если упоминается в данном списке последним? Чтоб у читателей не возникло такого впечатления, апостол Павел по Божественному вдохновению дает еще два списка, где Дух упоминается первым: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же» (1.Кор.12:4-6). «Одно тело и один дух… Один Господь… один Бог и Отец всех» (Еф.4:4-6).

2.2. Исключительные свойства Бога Святого Духа

   Уникальными, непревзойденными, присущими только Богу, являются следующие свойства: всеведение, вездесущность, вечность. Вот что говорит Писание о всеведение Святого Духа: «Дух все проницает, и глубины Божьи… Божьего никто не знает, кроме Духа Божьего» (1.Кор.2:10,11). Контекст данного отрывка свидетельствует, что речь идет именно о Святом Духе. Только Божественное всеведение позволяет Святому Духу обладать совершенным знанием будущего: «Когда же придет Он, Дух истины… будущее возвестит вам» (Ин.16:13). А вот свидетельство о Его вездесущности: «Куда пойду от Духа Твоего?… Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты» (Пс.139:7,8). Дух Святой пребывает вечно: «Даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа Истины» (Ин.14:16,17).

2.3. Особые действия Бога Святого Духа

   Особые действия, присущие исключительно Богу, совершает и Дух Святой: Он творит: «Дух Божий создал меня» (Иов.33:4). Он будет воскрешать в день первого воскресения: «Оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим.8:11). Дух возрождает «Если кто не родится свыше… если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божье» (Ин.3:3,5).

2.4. Особое Божественное Имя Духа Святого

   Сильнейшим аргументом в защиту Божественности природы Святого Духа, как мы уже отметили, является тот факт, что Дух Святой носит особое имя, которое носит и Бог Отец, и Бог Сын — это Имя Яхве. Предлагаем нашим уважаемым читателям сравнительную таблицу групп текстов Нового и Ветхого Заветов, в которых Дух Святой представлен с именем Яхве.
 
ТЕКСТ НОВОГО ЗАВЕТА
ЦИТАТА НОВОГО ЗАВЕТА
О КОМ ИДЕТ РЕЧЬ
ТЕКСТ ВЕТХОГО ЗАВЕТА
ЦИТАТА ВЕТХОГО ЗАВЕТА
О КОМ ИДЕТ РЕЧЬ
РАВЕНСТВО
Деян.28:25-27; Ин.12:37:
«Дух Святой сказал отцам нашим через пророка Исаию: „Пойди к народу"»
Святой Дух
Ис.6:8,9:
«И услышал я голос ЯХВЕ… И сказал Он: „Пойди и скажи этому народу"»
ЯХВЕ Дух Святой = ЯХВЕ
Евр.3:7-11:
«Посему, как говорит Дух Святой: „Ныне, когда услышите глас Его"»
Святой Дух
Пс.94:7,8,11:
«ЯХВЕ. Он наш Элогим. Ныне, когда голос Его услышите…»
ЯХВЕ Дух Святой = ЯХВЕ
Евр.10:15-17:
«Свидетельствует Дух Святой: „Вот Завет, который завещаю им после тех дней… вложу законы Мои в сердца их"»
Святой Дух
Иер.31:31-34:
«Вот наступают дни, говорит ЯХВЕ, когда Я заключу…новый Завет… вложу закон Мой во внутренность их»
ЯХВЕ Дух Святой = ЯХВЕ

2.5. Дух пророчества о Божественности Святого Духа

   
«Святой Дух должен быть именно Божественной Личностью, иначе Он не мог бы знать тайны, скрытые в разуме Бога. «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божьего» (1.Кор.2:11)…Князя сил зла может укротить только сила Божья в третьей Личности Божества, то есть Святом Духе… Мы должны сотрудничать с тремя высочайшими Силами Небесными — с Отцом, Сыном и Святым Духом, и эти Силы будут действовать через нас, делая нас сотрудниками с Богом» (Евангелизм, стр.617).

* * * * * * * * * * * *
   Доктрина о Святом Духе — не отстраненная идея. Она производит радикальное влияние на всю жизнь человека. От ее правильного понимания и принятия зависит наша нынешняя и вечная судьба.

   
«Каким бы ни был грех, если душа кается и верует, вина смывается кровью Христа. Тот, кто отвергает Святого Духа, оказывается в таком состоянии, когда уже не может покаяться и уверовать… Если кто-то добровольно отвергает Дух… то тем самым лишает себя возможности общения с Господом. Когда Дух окончательно отвергнут человеком, Бог больше ничего не может сделать для него» (Уайт Э. Желание веков, стр.322,323).

   Поэтому, прикасаясь к тайне Великой Третьей Личности Божества, не забудем снять обувь с ног наших, потому что земля, по которой мы ступаем, земля святая…
Ольга Стасюк
____________________________________________________________________________________________
   Идентификация — отождествление, приравнивание, уподобление.

   Иоанн в данном случае использует древний лексический прием Ветхого Завета. К подобному приему часто прибегал Моисей при представлении идеи множественности понятия «Бог». В Новом Завете подобная тенденция прослеживается и у Матфея, о чем мы поговорим ниже.

   Об авторе: Ольга Васильевна Стасюк — автор и ведущая теле-радио программы «Помогите сами себе», преподаватель Украинского Гуманитарного Института, писатель, психолог.

   Училась во Львовском государственном Университете им. И. Франка, преподавала в школе математику и физику. Открыв для себя богословие — королеву всех наук, поступила в Заокскую духовную Академию, которую и окончила с наивысшей похвалой — summa cum laude. Ее специализация — Библейские исследования.

Метки: библейские исследования

SvetaASD 12-06-2018, 00:14 277 0

Комментарии


Добавление комментария

Мир Библии