» » Страшен ли апокалипсис?

Страшен ли апокалипсис?

Страшен ли апокалипсис?Страшен ли апокалипсис?

 
   Что первое приходит вам на ум, когда вы слышите слово «Апокалипсис»? Скорее всего, катастрофы, разрушения биосферы нашей планеты, необратимые процессы морального разложения, вторжение инопланетян, смертельные эпидемии или ядерная атака... Это именно то, что навеяно голливудской киноиндустрией или истолкованиями псевдопророчеств Нострадамуса, Мессинга, Ванги и т. п. М. Волкова высказывает такое мнение: «Средства массовой информации также активно используют апокалипсические сюжеты в качестве средств создания сенсационных сюжетов. Апокалипсис становится продаваемым брендом» [1].

   Хотя недавние нашумевшие «апокалиптические» прогнозы не исполнились, многие люди где-то в глубине сердца все равно смотрят в будущее с опаской. Оказывается, что такие же тенденции имели свое место и в прошлом. Анналы истории свидетельствуют о том, что когда человечество оказывалось на историческом перепутье неизвестности [2], оно испытывало страх перед Апокалипсисом, преувеличивая значения безликих, стихийных сил. К примеру, раннехристианский грекоязычный писатель Секст Юлий Африкан (160–240 г. н.э.) пересмотрел дату Судного дня и считал, что конец света наступит в 800 г. Великий итальянский живописец Сандро Боттичелли (настоящее имя Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи), ожидал конца света в 1504 г. Согласно расчетам и толкованию Апокалипсиса средневекового шотландского математика Джона Непера, это событие должно было наступить между 1688–1700 гг. Румынский святой Каллиник утверждал, что история мира завершится в 1848 г. Датская секта Дана Андерса Йенсена Церковь «Ортон», проповедовала о том, что в результате ядерной войны конец света наступит 25 декабря 1967 г.

Предпосылки заблуждений

   Устойчивые тенденции отождествления Апокалипсиса с концом света связаны с многовековым заблуждением о предназначении библейской книги Апокалипсис Иоанна. Бурное воображение людей лишало возможности этой книге подавать ясный голос в свою защиту. На протяжении всей истории христианской церкви Апокалипсис Иоанна многократно переистолковывался. Все это привело к тому, что слово «Апокалипсис» несправедливо стало синонимом чего-то ужасного и опасного.

   Наверное не стоит укорять предков и современников в духовной безграмотности. На все есть свои причины. Главный вопрос в том, возможно ли сегодня наверстать упущенное в веках и развенчать мифы об Апокалипсисе Иоанна? Сложность самой книги может затруднять этот процесс. Тем не менее, как отмечает итальянский ученый Джанкарло Бигуцци в начале своего комментария на эту книгу, «Апокалипсис сложен, но прекрасен» ("L’Apocalisse è difficile ma bellissima”) [3].Обратимся же к прекрасному.

Значение термина

   Развенчивание мифов об Апокалипсисе нужно начать со значения самого слова. Греческое существительное «апокалюпсис» означает – откровение, обнаружение, снятие и разоблачение [4]. Поэтому в русском синодальном переводе Библии эта книга и называется «Откровение Иоанна Богослова». Стоит отметить, что базовое значение этого слова нейтрально и не подразумевает какогото мрачного подтекста. Более того, на самом деле речь не идет об откровении, которое принадлежит тайноведцу Иоанну Богослову. Откровение исходит от Иисуса Христа. Об этом четко сказано в самом начале книги: «Откровение (греч. apokalupsis) Иисуса Христа, которое дал Ему Бог» (Откровение 1:1). Совершенно очевидно, что это откровение исходит из той сферы, куда ограниченному человеку проникнуть невозможно.

Апокалипсис как событие

   Важно было бы подчеркнуть, что описание катастрофических событий в книге Апокалипсис (Откровение) занимает всего лишь 13% [5]. Тогда о чем же эта книга?

   В подавляющем большинстве эта книга о Боге Отце, об Иисусе Христе, об Ангелах, а также об их совместных усилиях по спасению погрязших в грехах жителей земли [6]. Содержание книги выстроено вокруг двух центральных личностей: Отца и Сына. Причем Последний открывает доступ к Первому благодаря своей искупительной жертве за грехи человечества: «И от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровью Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь» (Откровение 1:5, 6).

   В книге Апокалипсис искупление человека, совершенное Иисусом Христом, представлено как главное событие. В ней Христос часто образно называется Агнцем. В каком-то смысле этот образ парадоксален. Он одновременно сочетает в себе величие и славу, а также жертву и искупление. Примечательны также гимны Апокалипсиса. Если объектом прославления первых двух гимнов выступает Отец [7], то в третьем и четвертом гимне прославляется Агнец-Христос [8]: «И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле. И я видел, и слышал голос многих... достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение» (Откровение 5:9, 10, 12).

   Французский исследователь П. Прижент отмечает, что в данном случае речь идет о космической литургии, посвященной подвигу Агнца (Христа) [9] и указывающей на Него как на сосредоточие всех действий и прогресс событий. Именно Он является главным действующим лицом в решении вселенского конфликта. Образ АгнцаХриста разоблачает фальшивую историю и раскрывает истинную картину борьбы между Ним и сатаной [10]. Эта борьба скрыта от плотского взора под покровом различных событий и явлений, представленных в Апокалипсисе. Только Сын (Агнец) и никто иной рассматривается как причина появления человечества на земле. Только Он положит конец греху на земле и даст всем тем, кто в послушании верил в Него как своего Спасителя, светлое и вечное продолжение жизни (См. Откровение 7:17; 21:27; 22:3). В книге Откровение предлагается не только путь освобождения от греха, но и указывается на то, как сохранить себя от влияния и обмана злых сил, чтобы остаться верным Богу и Его заповедям. Кроме того, каждому человеку предлагается присоединиться к сообществу – Божьей Церкви, которое на себе испытало действие Божественной любви и милости. Читатель книги Апокалипсис приглашается к изменению вектора своих духовных устремлений в пользу Божьей истины, чтобы обрести будущее, в котором не будет ни греха, ни смерти, ни болезней. Ему дается уверенная надежда на жизнь на обновленной земле. В Библейской книге Апокалипсис неоднократно выражаются мысли о том, что Бог не запугивает человека, а заботится о нем и любит его как Свое дитя (См. Откровение 3:19; 15:3; 21:4).

   На фоне представленных фактов отождествление Апокалипсиса с воображаемыми и реальными ужасами выглядит крайне нелепо. А те бедствия, войны и катастрофы, происходящие на земле, которые занимают всего 13% текста книги Апокалипсис, являются следствием жесточайшей реальности – восстания сатаны против Бога и Его Закона (См. Откровение 12). Данное противостояние берет свое начало в глубине космических просторов еще до сотворения Земли. Оно скоро достигнет своего апогея [11]. Именно наша планета превратилась в поле сражения, которое придет к своему логическому завершению, когда грех и те, кто творит беззаконие, бесследно исчезнут с лица земли (См. Откровение 20:14–15).

   Хотелось бы подчеркнуть, что отношение ко Христу Спасителю и Его подвигу определяет не только будущую участь отдельно взятого человека, но и целых народов.

Апокалипсис как время Согласно Библии, люди, независимо от национальности, расы, пола, религиозных воззрений и социального положения, живут в апокалиптическое время, основной точкой которого является смерть и воскресение Христа (Откровение 1:5–6, 19–20).

   Индийский исследователь Д. Путхусери отмечает, что «время» – это один из наиболее важных мотивов в книге Откровение. Об этом говорит использование в ней различных временных индикаторов: дни, час, полчаса, полвремени, и просто общее определение времени [12]. В Апокалипсисе Иоанна время человека и время Бога не просто сосуществует параллельно друг другу, но тесно переплетаются [13]. Бог совершает спасение человека в рамках определенного пророческого времени, которое оканчивается великим днем Бога Вседержителя (Откровение 16:14).

   На протяжении всех событий, описанных в Откровении Иоанна, всегда ощущается «напряжение» времени: «время близко» (Откровение 1:3; 22:10). Время нельзя растрачивать на что-то незначительное и недуховное. Как отмечает Пельтье, «…конец в Библии явление не одномоментное, а имеющее временную протяженность и глубину» [14].

Возвращение к потерянному Раю

   В вымышленном Голливудом «Апокалипсисе» нет места Иисусу Христу как Агнцу, с помощью которого формируется духовный облик человека и определяется его окончательная участь [15]. Такое представление об Апокалипсисе выгодно только противнику Бога и ненавистнику человеческих душ – падшему ангелу, сатане. В его интересах запугать и запутать нас, изменив направление стрелок нашего духовного компаса. Он пытается перенаправить взор христиан от искупительной смерти Христа на Голгофе к второстепенным мыслям о катаклизмах и катастрофах. В его планах не позволить человечеству, изгнанному в лице Адама и Евы из Эдемского сада, вернуться к утерянному прошлому и навсегда наслаждаться общением с Богом Отцом и Иисусом Христом. Сатана стремится к тому, чтобы мы повторили его историю падения: были отлучены от Бога раз и навсегда. И извращенные толкования книги Откровение можно считать еще одной его уловкой. Сатане важно «набросить» вуаль таинственности на все то, что Богом уже открыто, в том числе и в книге Откровение. С помощью заблуждающихся людей он создал свой вид Апокалипсиса. Но откровение Иисуса прямо противоположно действиям сатаны. Оно не только разоблачает его козни, но и возвращает заблудившееся человечество к своим истинным корням.

   «Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов. И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем…» (Откровение 22:2–4).

[1] Время Апокалипсиса в Эсхатос: Философия истории в предчувствии конца истории. Одесса: ФЛП «Фридман А.С.», 2011. 316 с.
[2] Библейские исследования: У истоков европейской культуры. К: Дух I Лiтера, 2014. С. 394.
[3] Biguzzi G. Apocalisse: Nuova versione, introduzione e commento (Milano, 2005):5.
[4] W.Mundle "apokalupto, apokalupsis ” NIDNTT v.3 (Grand Rapids, Michigan,1986):310–316.
[5] См. Откровение 6:1–17; 7:1; 8:5–-12; 16:1–21; 18:17–21.
[6] См. Откровение 1:4–8; 4:2–11; 5; 6; 8:6–13; 15:6–8; 20:9; 21:4.
[7] Откровение 4:8; 4:11.
[8] Eun-Chul Shin More than conquerors: The conqueror (nikao) motif in the Book of Revelation” (PhD thesis, Pretoria University, 2006):182.
[9] См. Откровение 12:1-18; 13; 20:1-5.
[10] Pierre Prigent The Commentary on the Apocalypse of St. John (Mochr Siebeck, 2001):253.
[11] См. Откровение 13:11–18; 14:6–13; 16:12–17.
[12] См. Откровение 2:13; 9:6; 10:7; 11:6; 3:3; 8:1; 11:13; 12:14; 14:7; 17:12; 18:10, 17, 19; Откровение 1:3; 2:21; 6:11; 11:18; 22:10.
[13] Johnson Puthussery Days of Man and God’s Day: An Exegetico-Theological Study of hemera in the book of Revelation (Tesi Gregoriana, Seria Teologia, 82, Gregorian University Press, Roma, 2002): 271–272.
[14] Библейские исследования: У истоков европейской культуры. К: Дух I Лiтера, 2014. С. 403.
[15] Elizabeth Rosen Apocalyptic transformations: The secularization of apocalypse in contemporary fiction and film (PhD thesis, University of London, College London, 2005).

Владимир Лукин доктор богословия
Из журнала: Акцент 03/2015
admin 12-05-2018, 13:00 241 0

Комментарии


Добавление комментария

Мир Библии