» » Компромисс, конформизм и мужество

Компромисс, конформизм и мужество

Компромисс, конформизм и мужествоКомпромисс, конформизм и мужество

 
   Невероятно, но факт: Тропическое дерево баньян за его удивительные способности к росту называют «дерево-лес». Жизнь этих огромных деревьев, как правило, начинается с того, что какая-нибудь птица оставляет его семечко высоко в кроне другого дерева. Корни баньяна спускаются по стволу дерева-хозяина до самой земли. Достигнув почвы, они быстро утолщаются и удлиняются. Попутно пересекаясь, они сращиваются, образуя своего рода решетку вокруг ствола дерева-хозяина. Постепенно они перекрывают ему доступ к свету, воде и питанию. В конце концов, оно умирает и истлевает, а на его месте остается один баньян. Подобным же образом и семена компромисса укореняются в Божьей Церкви остатка, заглушая ее духовную жизнь и плоды.

   Каждый человек жаждет получить признание. Но для истинного христианина невозможно получить признание мира и при этом заручиться одобрением нашего Небесного Отца. Иисус сказал: «Никакой слуга не может служить двум господам» (Лк. 16:13). А Иаков писал, что «дружба с миром есть вражда против Бога» (Иак. 4:4).

   Но увы, миллионы людей, называющих себя христианами, делают упорные попытки найти подходящий компромисс между своими убеждениями и путями этого нечестивого мира. Меня крайне тревожит эта проблема, потому что мне самому приходится сталкиваться с коварным влиянием компромисса в своей собственной духовной жизни. Мы все находимся под неослабевающим давлением, пытающимся заставить нас сообразоваться с этим миром. Дьявол постоянно предлагает нам поступиться нашими ценностями и принципами, редко прибегая при этом к открытым выпадам. Напротив, лучше всего у него получается разлагать нас изнутри, шаг за шагом, незаметно для нас, пока не будет уже слишком поздно.

   Не обманывайтесь: компромисс с дьяволом смертельно опасен для духа и никогда не приносит длительного удовлетворения. Наш Господь однозначно говорит, что мы не сможем угодить и Ему, и дьяволу одновременно. «Кто не со Мною, тот против Меня» (Мф. 12:30). И в самом деле, по-настоящему договориться с сатаной невозможно. Любая попытка вступить с ним в переговоры обязательно закончится вашей полной капитуляцией. Мы сможем сбросить с себя щупальца этого монстра под названием «ползучий компромисс», только если будем неизменно полагаться на Бога и сохранять бдительность.

Компромисс хороший и плохой

   Компромисс не так уж плох сам по себе. В нем нет ничего плохого, когда он помогает примириться и сохранить мир и единство между людьми. Но если христианин начинает поступаться истиной, жертвуя ради достижения мира библейскими принципами, это может привести к самым печальным для него последствиям. Как говорил Мартин Лютер: «Мир — по возможности, истина — любой ценой».

Не играйте с огнем

   Пока египетский царедворец Потифар занимался своими делами, его неверная жена пыталась соблазнить Иосифа — его раба, которому он более всего доверял. Перед Иосифом открывалась широкая перспектива, которую сулила ему эта запретная связь — он мог добиться большего уважения и благосостояния в доме, где на его стороне оказалась бы столь могущественная любовница. Или уж, по крайней мере, ему удалось бы избежать нескольких лет в темнице, куда он был брошен за то, что отверг ее предложение.

   Какое это, должно быть, было огромное искушение для одинокого молодого человека — пойти на компромисс со своими принципами ради власти и удовольствия. И все же, несмотря на все нашептывания дьявола, Иосиф знал, что так поступать нельзя, и отказался идти на поводу у дьявола.

   «Когда так она ежедневно говорила Иосифу, а он не слушался ее, чтобы спать с нею и быть с нею» (Быт. 39:10). Если вы заметили: он не только отказался пойти на блуд, он еще и старался держаться подальше от искушения. Будьте осторожны: если вы станете прогуливаться вдоль запретных границ, смертельный вихрь греха засосет вас в свою воронку словно могучий торнадо.

   Когда кто-то или что-то искушает вас пойти на компромисс со своими убеждениями, отстранитесь как можно дальше от края, за которым начинается зло. Не позволяйте греху влиять на вас, лишая вас силы к сопротивлению. Ева подошла к запретному древу слишком близко, а потом еще и стала внимать рассуждениям сатаны. А ведь она должна была бежать прочь, едва увидев дерево и услышав, как змей ставит под сомнение Божью истину. Слово Божье повелевает нам бежать от искушения (см. 1 Тим. 6:11).

Всего лишь маленький грешок

   У нас не очень принято открыто выступать против греха, особенно против тех из грехов, с которыми привыкла мириться церковь. Тех, кто так поступает, свои же собратьяхристиане могут посчитать «твердолобыми законниками». Могу судить об этом на собственном опыте, потому что подобное происходило со мной много раз. Вот лишь один маленький пример. Как-то раз я сидел за столом на христианской свадьбе, и ктото налил шампанского в стоявший у моей тарелки бокал. Я растерялся от неожиданности, а потом вежливо отказался: «Нет, спасибо. Я не пью». Распорядитель стал уверять меня: «В этом шампанском всего лишь восемь градусов. Вы не опьяенеете». Но я продолжал стоять на своем: «Но я вообще не пью спиртное». Распрядитель с явным раздражением ответил мне: «Шампанское на свадьбе — это традиция. Неужели вы не хотите высказать жениху и невесте наилучшие пожелания и поднять за них тост?» Он предложил мне лишь пригубить бокал, не делая глотка. Как если бы сам дьявол наущал меня: «Давай, попробуй. Ведь все так делают».

   «Ты думаешь только о себе», «Всего лишь разок!», «Не будь фанатиком». Все это хорошо знакомые доводы, которые нередко предшествуют компромиссу. Но мы должны сказать «нет» искушению. «Попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13:14). Желая держаться подальше от всякого рода зла, я отказываюсь даже просто взять бокал с вином в руки (1 Фес. 5:22).

   Еще есть одна черта у тех, кто одобряет компромисс с миром. Я много раз слышал от своих собратьев, что мне нужно быть более «лояльным» в своей христианской жизни. Однако если посмотреть повнимательнее, то это, на поверку оказывается стремлением сообразовать наши христианские нормы с мирскими ценностями. Звучит это примерно так: «Что плохого, если я с семьей пойду в музей в субботу? И этому тоже нужно уделять время». Другими словами, нам рекомендуют уравновешивать нашу святость толикой греха.

Компромисс из жалости

   Еще один расхожий довод тех, кто поступается христианскими принципами, состоит в том, что они якобы хотят сделать христианство более привлекательным для мира. Именно такого подхода придерживались некоторые церковные руководители во времена императора Константина.

   Римляне и греки любили своих идолов. Вторая заповедь, где говорится об идолопоклонстве, была настоящим камнем преткновения, мешавшим бессчетному числу язычников легко воспринять христианство. Мысль о том, что им придется истребить своих драгоценных истуканов, ужасала и возмущала этих набожных, но суеверных язычников.

   Поэтому в интересах успешной проповеди Евангелия христианские вожди предложили: «А почему бы не позволить им переименовать своих идолов в христианских героев веры и святых? После того как они придут в церковь, мы потихоньку отучим их поклоняться идолам». Ну а дальше вы знаете — вместо того чтобы церкви обратить язычников, язычники обратили церковь. Именно так обычно и происходит: мир делает грех гораздо более приятным для членов церкви.

Компромисс или конфликт

   Во времена Ездры и Неемии евреи начали восстанавливать храм, разрушенный Навуходоносором. В 4-й главе библейской Книги Ездры говорится: «И услышали враги Иуды и Вениамина, что возвратившиеся из плена строят храм Господу Богу Израилеву… и сказали им: будем и мы строить с вами, потому что мы, как и вы, прибегаем к Богу вашему, и Ему приносим жертвы». Но евреи знали, что окружавшие их народы совмещают служение истинному Богу с поклонением ассирийским языческим богам.

   Что же ответил им Израиль? Вожди израильские сказали: «Не строить вам вместе с нами дом нашему Богу; мы одни будем строить дом Господу, Богу Израилеву». Они сделали правильный выбор, отказавшись от помощи необращенных язычников в строительстве святого Божьего храма. И обратите внимание: «И стал народ земли той, то есть те, кто предлагал им свою помощь, ослаблять руки народа Иудейского и препятствовать ему в строении». Соседи евреев, еще недавно предлагавшие мир, вдруг явили свое истинное лицо и стали их врагами.

   Так и вы, когда станете за правду и не позволите втянуть себя в отступнические союзы, подвергнетесь за это преследованиям. Сначала к вам приступят с «добрыми» намерениями: «Давайте сотрудничать. Давайте любить друг друга. Будем жить в единстве, ведь без единства — никуда!» Если вы не попадете в эту ловушку и останетесь на стороне истины, они станут вашими злейшими врагами; и вы сами увидите, насколько «добрыми» были их намерения с самого начала.

   Это крайне важный урок для нас в эти последние дни. В конечном итоге мировые религии выступят единым фронтом, чтобы насадить ложное богопоклонение. Если мы уже сейчас начнем жертвовать нашими убеждениями ради иллюзорного мира, то мы проложим себе путь к поклонению зверю.

Боязнь обидеть или оскорбить

   Вам доводилось слышать историю о пасторе, который не хотел ничем обидеть свою состоятельную общину? Он говорил им так: «Дорогие собратья, если вы не покаетесь, в какой-то мере, и не обратитесь, как это принято у нас, христиан, то, скорее всего, с сожалением вынужден вам сообщить, будете прокляты, до некоторой степени».

   И в самом деле, компромисс и конформизм проникают в нашу жизнь и в нашу церковь зачастую по той причине, что никто никого не хочет обидеть. Мы с малых лет научены вежливости и учтивости — выполнять пожелания людей и не делать ничего, что может кого-то огорчить. Однако Иисус учил, что невозможно проповедовать Евангелие, никого при этом не задев и не обидев (см. Гал. 5:11).

   Предположим, у вас на коже появилось небольшое пятнышко злокачественной опухоли, а дерматолог, не желая вас расстраивать, говорит вам, что это ожог от ядовитого плюща. Как вы считаете, дерматолог тем самым заботится о вашем благе? Такова уж сущность Евангелия, что оно обличает и просвещает наше сердце, снимая с него корку лицемерия и обнажая наши эгостичные побуждения и нечистые помыслы. И многих такое разоблачение оскорбляет.

   Все апостолы были либо убиты, либо заключены в темницу за свою веру, потому что их весть когонибудь да оскорбляла. «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3:12). Я думаю, одна из причин, почему мы не сталкиваемся с гонениями на христиан в современных западных странах, состоит в том, что мы настолько сообразовались с этим миром, что наша весть этот мир почти не задевает.

Прямой путь

   Почему петляют реки? Потому что они следуют путем наименьшего сопротивления. По той же причине начинают петлять и гнуться христиане. Однако путь христианина должен быть подобен натянутой веревке, а не извилистой тропе.

   Моисей сказал детям Израилевым незадолго до своей смерти: «Смотрите, поступайте так, как повелел вам Господь, Бог ваш; не уклоняйтесь ни направо, ни налево; ходите по тому пути, по которому повелел вам Господь, Бог ваш, дабы вы были живы, и хорошо было вам» (Втор. 5:32, 33). Этому же совету должны внимать и мы сегодня, ибо ему следовал и Сам Христос.

   В 4-й главе Евангелия от Луки описана отчаянная попытка дьявола заставить Христа пойти на компромисс. «И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их… итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое» (ст. 5-7). Дьявол хотел заключить сделку. Он предложил Христу договориться и тем самым положить конец великой борьбе между добром и злом, что позволило бы Ему избежать креста и править миром… но только на одном условии: Он должен был поклониться сатане. Какое искушение это было для Христа — избежать тех ужасов, которыми должно было обернуться для Него спасение наших душ.

   Но что же ответил ему Иисус? «Отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» (ст. 8). Этот вопрос для Христа даже не подлежал обсуждению. То же самое Он ответил и Петру, когда тот попытался отговорить Его идти на крест. Иногда дьявол будет действовать через самых близких нам людей, но всякий раз, столкнувшись с искушением поступиться нашими христианскими принципами, мы должны будем суметь сказать: «Отойди от меня, сатана. Я не стану этого делать».

Чужой компромисс погубил Христа

   События, сопровождавшие суд над Христом, показывают, что именно компромисс стал причиной распятия Господа. В 18-й главе Евангелия от Иоанна в ответ на расспросы Понтия Пилата Иисус говорит: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (ст. 37). Ответ Пилата: «Что есть истина?» говорит о цинизме, с которым колеблющийся правитель относился к абсолютной истине.

   Пилат открыто признал, что Иисус невиновен: «Я никакой вины не нахожу в Нем» (ст. 38). И все же, вместо того чтобы твердо встать на сторону истины и освободить Иисуса, Пилат решил поступиться своей убежденностью в Его невиновности и заручиться одобрением толпы, что в общем-то свойственно большинству политиков.

   Желая угодить кровожадному большинству, Пилат объявил, что он отдаст Христа на бичевание, а затем отпустит. Однако если Иисус невиновен, за что же Его бить? Вся беда в том, что если человек начал катиться вниз по пути компромисса, то, где бы вы ни остановились, дьявол обязательно подхватит вас и доведет дело до его логического окончания. Почему? Да потому, что вы уже подали сигнал о своей слабости, показав готовность вести переговоры со злом о выгодной сделке. Сделав один шаг на пути компромисса, остановиться будет совсем не просто.

   Почувствовав слабину Пилата, сатана воспользовался толпой, чтобы надавить на этого нерешительного правителя и подтолкнуть его к вынесению смертного приговора. Пилат уже встал на путь переговоров со злом, а это дьяволу только и было нужно. Вот почему, когда Пилат попытался перехитрить дьявола, он сам же и попал в ловушку. Он предложил толпе отдать на казнь Варавву в качестве компромиссного варианта — вместо Иисуса. Он выставил перед ними этого хладнокровного убийцу как зримое воплощение зла на фоне кроткого и безгрешного Христа. Должно быть, он думал про себя: «Они просто хотят посмотреть на распятие. Я предложу им компромисс, и они, конечно же, предпочтут освободить Иисуса». Он и представить себе не мог, что они попросят его освободить Варавву!

   В конечном итоге уступка, сделанная Пилатом толпе, привела к тому, что ситуация полностью вышла изпод его контроля. «Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы» (Мф. 27:24). Но стал ли он на самом деле чист? Он объявил Спасителя невиновным, но поддался давлению толпы и осудил Его на смерть.

   Так и мы, когда начинаем поступаться истиной, должны быть готовы, что все может обернуться не так, как мы рассчитываем, и что у нашего компромисса могут быть самые неприятные и тяжелые последствия. И снять с себя ответственность за них у нас тоже не получится. Всякий раз, когда вы сталкиваетесь с соблазном пойти на компромисс, вспоминайте Пилата. Помните, что Иисус погиб потому, что кому-то пришло в голову, что он может пойти на компромисс со злом.

Будьте мужественны!

   Чтобы противостоять желанию пойти на компромисс, нужна смелость, которая исходит только от Господа. Господь сказал Иисусу Навину: «Только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих» (Ис. Нав. 1:7).

   Не нужно бояться, что Бог никогда не простит нас, если мы пошли на компромисс. Он обязательно простит нас, если мы искренне раскаемся в своем проступке и пойдем другим путем. Но если мы упорно грешим, если раз за разом претыкаемся, то мы снова встаем на прежний путь. Бог может дать нам новое сердец, но не думайте, что вы можете снова и снова делать уступки злу и не пожать тех страшных плодов, которые эти уступки приносят. Постоянные компромиссы со злом рано или поздно заглушат вашу совесть, и тогда вы полностью и совершенно сообразуетесь с этим миром.

   Вот почему дьявол осаждает церковь в эти последние дни, проповедуя весть единства через копромисс. Мало-помалу он подтачивает нашу решимость, побуждая нас идти на мелкие уступки и компромиссы, чтобы, когда пробьет час великого испытания, мы оказались у него в руках. Более того, он сумеет так подорвать наше влияние, что нам мало кого удастся убедить стать последователями Христа.

   Прочитайте 3-ю главу Книги Даниила. Навуходоносор сказал Седраху, Мисаху и Авденаго примерно следующее: «Почему же вы не поклонились? Вот что я вам скажу: мне жаль вас терять; вы хорошие работники. Я дам вам еще один шанс, мы повторим все сначала. И когда вы услышите звуки музыки, вы должны пасть ниц. Может, просто сыграть вам другую мелодию?»

   Однако три молодых еврея ответили царю со всей решимостью, что ему не стоит напрасно тратить на них время. «Нет нужды нам отвечать тебе на это. Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся» (Дан. 3:16-18). Они не стали торговаться, даже когда дьявол попытался поймать их на крючок.

   Дьявол хочет, чтобы вы погибли вследствие своего непослушания, а не как мученики и победители. Но если вы умрете в мире сем, превознося Божье Слово, то будете жить в мире грядущем. Поэтому сегодня мы должны быть верны Богу даже в мелочах. Нынешние небольшие испытания могут казаться нам пустяшными, на которые не стоит обращать внимание; но если мы идем на компромиссы и уступки, когда над нами не довлеет смертный приговор, то что же мы будем делать, когда нам будет угрожать тюрьма или смерть?

Стойте твердо!

   Когда дети Израилевы достигли пределов Красного моря, а по пятам за ними мчалось египетское войско, они оказались зажатыми в тиски. Но Моисей сказал народу: «Не бойтесь, стойте — и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам ныне» (Исх. 14:13).

   Если мы знаем, что так говорит Слово Божье, то мы должны стоять твердо за истину и не отступать. Бог соделает для нас великое, если мы будем непоколебимо исполнять Его волю. «Ибо очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чье сердце вполне предано Ему» (2 Пар. 16:9). Когда вы твердо стоите за истину, ваша жизнь будет спасительным свидетельством для ваших родных, друзей и соседей. Бог посмотрит на вас с небес и скажет: «Обратили ли вы внимание на раба Моего? Ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (см. Иов. 1:8).

   Елена Уайт, говорит об этом так: «Более всего этот мир нуждается в людях, которых нельзя ни купить, ни продать, в людях честных и искренних, которые не боятся называть грех его именем, в людях, чья совесть верна долгу настолько, насколько стрелка компаса полюсу, которые будут стоять за правду, даже если небеса упадут на землю» (Воспитание, с. 57).

   И апостол Павел подчеркивает: «И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2). Мы должны не сообразовываться, а преобразовываться.

   С Богом все возможно, в том числе и жизнь без конформизма и компромиссов с миром. По благодати Его крепко стойте на Камне, мужественно спопротивляясь волнам компромисса, которые пытаются смыть детей Божьих с берегов спасения. И всегда помните, что когда вы стоите твердо, вы стоите не одни. Рядом с вами стоит Иисус.

Даг Батчелор
Из журнала: Вестник для молодёжи 05.2009
admin 16-04-2018, 09:01 113 0

Комментарии


Добавление комментария

Мир Библии