» » Свободная воля и выбор: изучение отрывка Иеремия 1:5

Свободная воля и выбор: изучение отрывка Иеремия 1:5

Свободная воля и выбор: изучение отрывка Иеремия 1:5Свободная воля и выбор: изучение отрывка Иеремия 1:5

 
   Книга Иеремии начинается с особого призыва пророка к служению. В Иеремии 1:5 говорится, что ещё до того, как Иеремия родился, и даже до того, как он был зачат в утробе матери, у Господа уже были особые планы на его жизнь. Учёные часто истолковывают этот отрывок, как то, что Бог предопределил ход жизни Иеремии.

   Однако, тщательная библейская экзегеза открывает, что наиболее вдумчивое прочтение Иеремии 1:5 свидетельствует не о непоколебимом предопределении того, какими будут жизнь и служение пророка, а о верховной власти Бога, смешанной со свободной волей человека. Данная статья показывает, что даже во время разрушения иудейского царства, Господь, желая спасти Своих детей, никогда не оказывал давления и не предопределял волю Иеремии.

   Моей целью также является пролить свет на отрывок Писания, который долгое время рассматривали, как свидетельство о предопределении. Сделав это, мы сможем более ясно понять Божьи всеохватывающие любовь и уважение к полной и совершенной свободе воли и выбора человека.

История толкования

   Предопределение можно, в общих чертах, назвать доктриной, утверждающей, что Бог Своей властью определил историю, жизнь и судьбу всего человечества, своевольно избрав одних для вечной жизни, а других для вечного осуждения. Иными словами, призвание в жизни человека—т. е. его земная и вечная участь—предопределены Богом без возможности каких-либо изменений. Человек не имеет выбора относительно своей участи. Огромное число богословов и комментаторов Библии истолковывали Иеремию 1:5 исходя из контекста такого мировоззрения.

   Дж. А. Томпсон в своём комментарии на книгу пророка Иеремии поддерживает точку зрения о предопределении, утверждая, что предопределение было жизненно необходимо для духа пророка в моменты, когда он сталкивался с испытаниями, присутствовавшими в служении пророка. Далее Томпсон утверждает, что «знание Иеремией того, что он с рождения был предопределён на пророческое служение» послужило бы для пророка существенным ободрением, если бы в его мысли закралось отчаяние. Подобным образом и Уильям Л. Холлэдэй предполагает тот же оттенок детерминизма, когда говорит о призвании пророка Богом: «Правда то, что опыт Божьего провидения на протяжении истории привлекает мужчин и женщин к такому языку предопределения».

   Другие комментаторы, такие как Джон Брайт, выражают своё согласие: яркой чертой призвания Иеремии является «знание пророка, что он был предопределён на пророческое служение ещё до своего рождения». Очевидно, Брайт не сомневается в том, что Иеремия был предопределён на пророческое служение, независимо от своего желания. Так же и Эрнест У. Николсон утверждает: «Иеремия верил в своё предопределение». Далее Николсон обращает внимание на то, что Исайя (Ис. 49:1, 5) и апостол Павел (Гал. 1:15) имели похожее неизменное призвание. Джон Л. Макей выражает своё согласие, утверждая, что Бог «определил, какой должна быть участь каждого человека». Томпсон, Холлэдэй, Брайт, Николсон и Макей представляют большинство толкователей книги пророка Иеремии, которые выступают за предопределение, не допуская ни единой возможности существования свободной воли.

   Последний аргумент, достойный внимания, — это аргумент Джона Скиннера, автора книги «Prophecy and religion: studies in the life of Jeremiah» («Пророчество и религия: изучение жизни Иеремии»). Скиннер, хотя и верит в личное предопределение Иеремии на пророческое служение, добавляет разъяснение. Он утверждает, что понимание Иеремией своего предопределения не было «истиной неожиданно внедрённой в его разум извне, но убеждением, сформированным внутри, интуитивным восприятием». Однако Макей не согласен со Скиннером и настаивает на том, чтобы эта концепция «убеждения, сформированного внутри» была «полностью отвергнута». Макей утверждает, что призвание пророка было призванием именно потому, что пришло неожиданно от внешнего источника и бросило вызов ожиданиям пророка.

   Несмотря на разногласия между Скиннером и Макеем по поводу того, когда и как пророк узнал о своём призвании, они, подобно другим упомянутым выше комментаторам, непоколебимо придерживались точки зрения о предопределении, как подходящей схемы понимания Иеремии 1:5.

Текстовый анализ

   Иеремия был сыном Хелкии из священников, семья которого жила в Анафофе, небольшой деревне, примерно в трёх милях на северовостоке от Иерусалима, столицы Иудеи. Время, когда Иеремия получил призыв к пророческому служению, было чрезвычайно неспокойным в истории иудейского царства. За 23 года (609 г до н. э.— 586 г до н. э.) в нём сменилось четыре царя. Это неспокойное время закончилось поражением и полным разрушением Иудеи в 586 г. до н. э. Вавилоном. Иеремия получил своё призвание в 627 г. до н. э., в тринадцатый год правления царя Иосии (1:2). Он жил и нёс своё служение в этот период политической, социальной и экономической нестабильности, являясь свидетелем как разрушения любимого города Иерусалима при правлении Седекии, так и позорного пленения своих земляков. Эта картина разрушения среди грандиозных изменений в мире была контекстом обращения Иеремии к своей согрешившей нации с призывом вернуться к духовной верности.

   Рассказ о призвании Иеремии на пророческое служение содержится в первой главе (1:1–19). Призвание можно разделить на четыре части: «редакторский адрес (ст. 1–3), сам призыв (ст. 4–10), два видения (ст. 11–14) и детализация... (ст. 15–19)». В данной статье рассматриваются три строки из Иеремии 1:5.
 
Прежде нежели Я образовал тебя во чреве,
Я познал тебя,
И прежде нежели ты вышел из утробы,
Я освятил тебя:
Пророком для народов поставил тебя.
 
   Обратите внимание, что непосредственно предшествующий данному тексту стих Иеремия 1:4, начинается диалогом между Господом и Иеремией: «И было ко мне слово Господне». Диалог с Господом в начале пророческого служения не является чем-то необычным для израильтянина (см. Ис. 6; Иез. 1). Этот текст является поэтическим и содержит четыре пары фраз.

   Критическое прочтение и экзегеза данной параллельной конструкции даёт многочисленные библейские доказательства, указывающие на альтернативу предопределению. Первая пара—это предлог прежде, обозначающий время. Это слово часто употребляется в контексте рождения или творения и смерти (ср. Ис. 42:9; 66:7; Пс. 38:13; 89:2). Благодаря повторению предлога прежде, читатель может безошибочно заключить, что время, когда Господь познал и освятил Иеремию, наступило задолго до рождения Иеремии на этой земле. Это звучит так, как будто Господь говорит, что не существует достоинств за пределами Его благодати и, что Иеремия был выбран в результате этой благодати. Бог повторяется дважды, чтобы удостовериться, что смысл понят правильно.

   Некоторые рассматривают выше упомянутые стихи, как неопровержимое доказательство того, что у Иеремии с рождения было предопределение. Однако имеются указатели обратного. Читая то, что написал сам пророк, читатель находит очень похожее повторение предлога прежде в Иеремии 13:16: «Воздайте славу Господу Богу вашему, доколе Он ещё не навёл темноты и доколе ещё ноги ваши не спотыкаются». Здесь пророк ясно представляет условное пророчество с помощью параллельной конструкции, включающей в себя слово доколе. Иудея решила не обращать внимания на предостережения Господа, данные через Иеремию.

   Следующие две пары в ряду— Я образовал тебя и ты вышел, и во чреве и из утробы. Обратите здесь внимание на простую конструкцию из двух qal активных глаголов, за которыми следуют соответствующие предложные фразы, содержащие сходные существительные. Эта параллельная конструкция достигает кульминации в последней паре.

   Перед тем как обсудить важность этой последней пары, следует заметить, что были даны подтверждения для альтернативного прочтения фразы, переведённой как «Я образовал тебя». Холлэдэй указывает на ketib как «Я призвал тебя» и полагает, что это и есть настоящее значение. Другой пример этого находим в Ис. 49:1, 5, который предлагает оба значения. С такой интерпретацией отрывок Иеремия 1:5 читался бы «Я призвал тебя» и «ты вышел». Эти слова означают более ясную связь между Божьим призывом и откликом Иеремии, способствуя тому, чтобы читатель наиболее полно понял кульминационную пару.

   Параллельная конструкция достигает высшей точки в паре двух глаголов: qal совершенного вида, переведённое прошедшим временем («Я познал тебя») и hiphil совершенного вида, который переводится с причинной функцией («Я освятил тебя»). Теперь читатель должен поразмышлять над этими глаголами и их связью, если таковая имеется, с предопределением. Начиная со слов «Я познал тебя», которые впервые встречаются в Исходе 33:12, где Господь заявляет, что Он знает Моисея по имени. И до этого отрывок указывает на то, что Бог разговаривал с Моисеем лицом к лицу (ст. 11). Такое знание гораздо больше простого интеллектуального знания; это глубокое и сокровенное понимание другого—отношения.

   Остаётся вопрос, указывает ли это знание каким-либо образом на предопределение. Посмотрите ещё раз, где за пределами Иеремии 1:5 используется фраза Я познал тебя. Осия 13:5 часто переводится как «Я заботился о тебе», но также может переводится как «Я познал тебя». В этом стихе говорится об отступившем от веры колене Ефрема. Господь представляет Его дело, как оно есть, пытаясь отвратить греховное колено от Ваала и вернуть его к жизни чистоты и верности Ему. Однако Ефрем избирает Ваала вместо Господа. В данном случае то, что Господь хорошо знал Ефрема, не определило или не предопределило того, чтобы Ефрем вернулся к Нему. Отступившее колено избрало продолжать жить в неверии, несмотря на то, что Господь очень хорошо знал его.

   В упомянутой выше параллели фразе Я познал тебя соответствует фраза Я освятил тебя. В этом повторении второй глагол усиливает первый. В своей еврейской конструкции язык сместился к причинному положению. Господь не просто знает Иеремию, хотя и достаточно хорошо, Он заставляет Иеремию быть святым. Второй глагол отображает дополнительные усилия, применённые Господом к Иеремии.

   Как и глагольное предложение «Я познал тебя», предложение «Я освятил тебя» не означает и не подразумевает предопределения. Мы находим его в шести других местах без местоимения тебя (Чис. 3:13; 8:17; Суд. 17:3; 3 Цар. 9:3; 9:7; 2 Пар. 7:20). Достаточно рассмотреть два отрывка из 3 Царств. После завершения строительства храма молитва Соломона Господу была услышана. В 3 Цар. 9:3 Господь заявляет: «Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек». Затем Господь устанавливает условие Своего пророчества в стихах 6 и 7: «Если же вы и сыновья ваши отступят от Меня...то Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего». Здесь говорится, что, если условие не соблюдается, освящение Господа становится недействительным. Поэтому Божье освящение чего-либо не означает предопределения.

   И наконец, посмотрите на заключительную фразу Я поставил тебя. В Иеремии 1:17, 18 есть подтверждающее доказательство, что Господь предоставил Иеремии выбор. Глагольное предложение, употребляющееся здесь, употребляется и в стихе 18, где Господь говорит Иеремии: «Я поставил тебя ныне укреплённым городом». Поначалу это звучит, как будто Господь предопределил Иеремии быть укреплённым городом, т. к. глагол qal используется в совершенном виде, означая завершённое действие. Однако объяснение здесь заключено в стихе 17, который проливает свет на использование фразы «Я поставил тебя» в стихе 18. «Встань и скажи им всё, что Я повелю тебе; не малодушествуй пред ними, чтобы Я не поразил тебя в глазах их». Если Иеремии было суждено быть укреплённым городом, то Божье обетование, поразить его, кажется неуместным. Божье заявление, что Он поразит Иеремию, заключает в себе предположение, что Иеремия воистину должен сделать выбор.

   В свете вышепроведённого анализа, все три использованных основных глагола ясно указывают на наличие выбора и свободной воли.

Заключение

   Несмотря на то, что Иеремия 1:5 часто воспринимается через призму предопределения, существуют неопровержимые текстовые и экзегетические доказательства наличия свободной воли. Библейская экзегеза открывает альтернативное прочтение, которое опровергает положение о предопределении.

ДЭНИЭЛ КСИСТОУ
Из журнала: Альфа и Омега № 39 (2/2013)
admin 10-10-2018, 13:25 323 0

Комментарии


Добавление комментария

Социальные комментарии Cackle
Мир Библии