» » Как хвалить ребенка, чтобы не перехвалить?

Как хвалить ребенка, чтобы не перехвалить?

Как хвалить ребенка, чтобы не перехвалить?Как хвалить ребенка, чтобы не перехвалить?

 
   Многие родители хорошо понимают, что их ребенок нуждается в похвале. Вот только как это делать правильно и как часто? Как хвалить, чтобы не перехвалить?

   Бесспорно, похвала подбадривает ребенка, поднимает ему настроение и побуждает к новым поступкам, вызывающим одобрение. Тем не менее, чрезмерная, неуместная похвала имеет свойство вызывать зависимость у ребенка, что может негативно отразиться на его будущем. Вся его помощь по дому или какая-то другая деятельность будет выполняться, главным образом, для того, чтобы получить одобрение со стороны взрослых. А как только уровень похвалы заметно снижается – у ребенка падает самооценка, возникает неуверенность в своих силах, мотивации к действию уходят на нет. Лев Николаевич Толстой говорил: «Не беда, что тебя хвалят за то, что ты делаешь. Беда в том, что ты делаешь это лишь для того, чтобы тебя похвалили».

Выражение любви и похвала

   Именно в словах похвалы некоторые родители научились наиболее всего выражать любовь к своим детям. Это тот случай, когда образуется очевидная взаимосвязь: чем больше испытываю любви, тем больше хвалю с поводом и без повода. Но это в корне неверно. Конечно, хвалить своих детей нужно с любовью. Но похвала должна быть искренним одобрением и выражением благодарности за конкретный поступок, а не беспричинной. Умеренная похвала информирует детей о правильном поступке и дает этому поступку положительную оценку. У детей формируется понимание того, что хорошо, а что плохо, что важно, а что неважно.

   Касательно выражения любви к детям, они должны хорошо понимать и чувствовать, что родители их любят независимо от каких-либо заслуг, а всегда и везде, с поводом и без повода. Проявляется любовь к детям разнообразно – через объятья, взгляд, улыбку, слова, а самое главное – внимание и совместное времяпровождение. В отличие от похвалы, любви не бывает слишком много.

   Итак, чтобы не навредить ребенку в процессе формирования его характера, должен действовать общий принцип – его хвалят за хорошие поступки, а любят всегда безусловно – просто так.

За что и как надо хвалить ребенка?

   Христианская писательница Елена Уайт пишет: «Мать должна поощрять своих детей. Всякий раз, когда предоставляется такая возможность, матери следует хвалить детей за хорошее поведение. Ей надо поощрять их одобрительными словами и любящим взглядом. Сердце ребенка озарится лучами света. В нем будет расти уважение к себе и чувство собственного достоинства» (Разум, характер, личность, т. 1, с. 145).

   Для того чтобы правильно хвалить и не захваливать ребенка, нужна особая мудрость и чуткость, которые всегда будут учитывать то, что у детей формируется самооценка и чувство собственного достоинства. Плохо, когда самооценка занижена или завышена. Несколько советов помогут в этом вопросе избежать самых распространенных ошибок.

1. Не преувеличивайте похвалу

   Некоторые родители, хваля своих детей, слишком преувеличивают их достижения. К примеру, ребенок нарисовал что-то посредственное, а мама говорит: «Ну, теперь ты настоящий художник!» А что будет, если он потом нарисует рисунок получше, что тогда скажет мама: «Ты превзошел Микеланджело!»? Лучше всего постараться увидеть в рисунке то, за что стоило бы похвалить, учитывая возрастные возможности малыша, рассказать, что именно вам понравилось, какие есть у него достижения…

   Действие похвалы всегда состоит из двух компонентов – наших слов и выводов детей. Было бы хорошо выражать похвалу так, чтобы ребенок мог делать правильные выводы. Ведь внутренние положительные оценки определяют, как он будет относиться к себе и окружающему миру в будущем.

2. Старайтесь не хвалить ребенка за то, что не заработано своим трудом

   Взрослые, обращая внимание ребенка, иногда могут сказать что-то вроде: «Какая у тебя классная машинка! Ты такой молодец!» или «Какая у тебя красивая кукла! Ты просто умничка!» Какие принципы впитывает в себя малыш? – Раз я обладаю хорошей игрушкой, значит я молодец. Он этим гордится, да еще похвастаться перед другими не прочь.

   Бесспорно, ребенок может быть и молодец и умница, но совсем не потому, что у него есть какая-то вещь, которую он не заработал. Другое дело, если малыш при покупке выбрал себе действительно хорошую игрушку, то это можно отметить. Можно отметить его предпочтения и вкусы и т. д.

   То же самое относится и к природным одаренностям детей: красоте, уму и талантам. Это не было заработано, это – Божии дары, которые должны служить на благо, а не для удовлетворения своих эгоистичных амбиций, высокомерия, самовосхваления и мнимого самоутверждения в собственной исключительности. Родители должны давать понять своим детям, что хотя они для них самые дорогие, это не означает что дети других родителей чем-то хуже или лучше. У каждого есть то, что делает его неповторимым, а не превосходным.

   Учите детей искренне радоваться успехам своих сверстников без йоты зависти. Это не простая наука, но одна из самых благородных. Она под силу тем родителям, которые сами так поступают.

3. Не подкрепляйте свое одобрение финансами или сладостями

   Иногда помощь по домашнему хозяйству превращается в способ зарабатывания денег. Ребенок утрачивает чувство долга и знает, что если он выполнит положенную работу, то получит за это определенную плату. «Сделай это, тогда получишь вот это…» – говорят родители. Получается так, что ребенок выбирает выполнение этой работы из-за корысти, а не из-за доброхотного послушания тем, кого он почитает и любит. Ребенок должен научиться получать удовлетворение от результата труда, а не стараться выполнять работу из-за награды.

4. Критика – отдельно, а похвала – отдельно

   Некоторые родители, радуясь внезапным успехам детей, вспоминают прошлое, не всегда хорошее поведение ребенка: «Ты покормила кота, как хорошо! А то ведь обычно не допросишься!» Такая похвала не достигает своей цели, и ребенок чувствует, что напрасно старался. Это еще называется «бить по рукам». Не угашайте старания ваших детей, чтобы они не «опускали руки».

5. Не сравнивайте с другими

   «У тебя такое красивое платье! Такого нет ни у кого!», «Ты лучше всех!» Подобные высказывания подсознательно пробуждают у детей дух соперничества. Таким образом у ребенка формируется понимание, что у него все должно быть лучше, чем у других, а если не так, то он будет считать себя неудачником. Это повод для зависти, ревности и даже злобы.

Учитывайте индивидуальность!

   При выборе методов поощрения необходимо учитывать индивидуальность ребенка, его темперамент и черты характера.

   Существует несколько типов личности.

   Первый тип представляет собой нерешительных и боязливых детей. Они склонны волноваться даже по незначительным поводам. Эти дети стараются выбрать более легкую работу, боясь потерпеть неудачу. Таких детей просто необходимо хвалить и поощрять. Даже малые достижения нельзя оставлять без внимания. Это будет внушать им чувство уверенности в собственных силах. К таким детям можно применять даже опережающую похвалу, чтобы укрепить в них уверенность при выполнении задания.

   Дети второго типа аккуратны и ответственны. Они стараются не допускать ошибки, а если такое случается – сильно переживают по этому поводу. Такие дети стараются выбирать самые сложные задания. Их следует больше хвалить, но не только при достижении повышенных результатов. Хвалить надо даже тогда, когда что-то не удалось, например, за попытки и усилия для выполнения задания. Но знайте меру. Внушайте детям, что упорный труд над достижениями при множестве неудач уже достоин похвалы и будет обязательно в свое время вознагражден.

   Третий тип – дети, уверенные в себе. Им многое удается без особого труда. Поощряя таких детей, нужно опасаться, что уверенность в себе может перерасти в самоуверенность, постоянную потребность в успехе. Хвалите его только за то, что стало результатом серьезного усилия, а особенно за помощь, оказанную им другим детям. Старайтесь поощрять любую его попытку порадоваться чужому успеху.

   Любите и поощряйте своих малышей, но делайте это правильно, чтобы в будущем их деятельность и добродетель абсолютно не зависели от похвалы окружающих.

Анна КОВЕРЗНЕВА педагог
Из журнала: Акцент 11/2014
admin 12-06-2018, 12:08 198 0

Комментарии


Добавление комментария

Мир Библии