» » Формирование личности у детей до трех лет

Формирование личности у детей до трех лет

Формирование личности у детей до трех летФормирование личности у детей до трех лет

 
   Воспитание детей до трех лет становится фундаментом, на котором будут формироваться основы психики в более позднем возрасте.

   У детей до 12 лет проявляются несколько фаз возбуждения психической деятельности. Первая фаза возбуждения – в три года. Она самая важная и ответственная. До этого времени родители либо усердно будут стараться, чтобы у их малыша сформировалось прочное основание для устойчивой личности, либо они упустят это время, что негативно скажется в дальнейшем на его нервной системе, привычках и характере.

Специфическое исследование мира

   После первого года жизни ребенка родителям необходимо знать о новых подходах в его развитии. Маленький человечек, научившись ходить самостоятельно, становится более активен в движениях, проявляя очень высокий интерес ко всему, что его окружает. Он постоянно открывает все дверцы тумбочек и шкафов, вываливая оттуда все, что там находится. В этой ситуации поступайте мудро. Сделайте так, чтобы ребенок мог развиваться, но при этом не привыкал к беспорядку. Например, придумайте, как сделать, чтобы ваш малыш смог в любое время открыть только один шкафчик и вытащить из него все, что там есть. Пусть там будут только безопасные для него предметы и вещи. Что поделаешь, так он познает мир. Пусть выкладывает. Остальное – под запретом.

   Запреты должны быть немногочисленными и грамотными, главная цель которых – безопасность ребенка. Не ограничивайте ребенка во всем на каждом шагу. Обычно такие дети становятся очень непослушными и трудноуправляемыми. Они скоро перестают обращать внимание на окрики мамы и папы.

   Характерной проблемой для родителей является то, что маленькие дети ломают и рвут все, что попадает им в руки. Машинки без колес, куклы без рук… а как им интересно на маленькие кусочки рвать бумагу и вырывать страницы из журналов и книг! Но это нормально. Маленький человек просто так специфически исследует, из чего состоит окружающий мир. Новые игрушки изучаются глазами, ртом и пальчиком приблизительно две минуты, а затем нужно обязательно посмотреть, что же там внутри. Поэтому доступными ребенку должны быть только безопасные для него предметы, а все остальное нужно спрятать подальше.

Пока единоличники

   Если кто-то из ваших знакомых придет с таким же малышом к вам домой, то не надейтесь, что дети будут играть вместе, пока вы между собой пообщаетесь. В игре дети до пяти лет – одиночки. Они могут играть рядом друг с дружкой, но играть вместе пока не умеют.

Умственные занятия

   В этот период очень важно помочь развитию внимания, памяти и мышления малыша. Это основные психические процессы, которые можно активизировать до трех лет. Для этого с малышом нужно постоянно разговаривать, задавать ему вопросы, часто читать книги с понятными для него картинками. На картинках он может воспринимать только одну деталь, которую будет долго рассматривать. В это время спрашивайте у него, пусть покажет на картинке пальчиком, что он понял… Важно помнить, что заниматься с ребенком умственно нужно не более 2–3 минут, после чего ему необходима двигательная активность.

Истерики

   Как правило, к трем годам дети начинают выражать свои мысли предложениями. Они быстро запоминают новые слова, расширяя каждый день свой словарный запас. К этому времени родителям нужно особенно следить за своими эмоциональными реакциями, интонацией и содержанием речи. Ведь дети отменно копируют и воспроизводят их поведение. Часто мне звонят мамы, спрашивая, жалуясь, что их дети устраивают истерики, капризничают и не подчиняются ни просьбам, ни приказам. Причины такого поведения детей чаще всего кроются в негативном примере родителей. Если муж и жена хоть когданибудь говорят на повышенных тонах и резко реагируют на то, что им не нравится, они напрасно думают, что их малыш пока ничего из этого не воспринимает. Наглядное поведение родителей входит в процесс воспитания их ребенка. Дети без сомнений впитывают модель поведения своих пап и мам. Иногда детские истерики являются результатом «копирования» поведения других детей.

   В случае истерик нужно помнить, что такое поведение – это театр для родителей. Если есть «зрительный зал», то истерика будет продолжаться очень долго. Поэтому, если это случилось дома, первое, что нужно сделать – уйти с глаз ребенка, например, в другую комнату. Если истерика произошла на улице, то ни в коем случае не удовлетворяйте требование детей. Иначе это будет только началом их постоянных истерик и ваших мучений. Дети весьма наблюдательны. Они быстро начинают понимать, как можно из вас что-то вытребовать и как далеко можно зайти, чтобы вами управлять. Сначала применяется «разведка боем», и если это удалось, тогда уж держитесь!

Убийца творческого потенциала

   Стоит отметить одну грубейшую ошибку, которую сегодня совершают многие мамы и папы. Из-за бесконечной подвижности ребенка родители устают от постоянного «надзора». Тогда лучший и простой выход, который они находят – включают им мультфильмы. Ура! Теперь мама может хоть что-то сделать по дому. В это время дети совершенно спокойно смотрят один за другим мультфильмы, никому не мешая. Так бывает до нескольких часов. К глубокому сожалению, родители не подозревают, что такое созерцание более 10 минут очень вредит психике ребенка: их творческие центры блокируются и «увядают», дети уже не могут играть сами, просят постоянно родителей быть рядом с ними, им становится неинтересно рисовать, лепить, строить... К пяти годам процесс торможения усиливается, и папа с мамой никак не связывают это явление с телепросмотром.

Моторика

   Умственное развитие детей связано напрямую с фалангами пальцев. Если развивать мелкую моторику играми, мозаикой, собиранием мелких предметов, то дети психически развиваются намного быстрее. Пусть ваши детки моют вместе с вами ложки, подметают пол, стирают свои носочки и платочки... Это время для бесед, рассказов и даже пения. Пусть они лепят с вами вареники и паровозики из теста – это замечательно развивает детей, и они испытывают множество положительных эмоций от домашнего труда. Дети до трех лет не должны вообще смотреть телевизор и ему подобные развлечения.

Привитие трудолюбия

   Попробуйте заинтересовать ребенка работать вместе с вами на кухне, в ванной, в спальне. Это займет больше времени, чем хотелось бы потратить на эту работу, зато вы получите прекрасный результат – ваш ребенок обучится многому. Так вы сможете воспитать своего малыша трудолюбивым и аккуратным.

   Жалобы на лень детей и подростков поступают мне от родителей фактически беспрерывно. Как правило, это происходит потому, что родители привыкли всегда и все по дому делать быстро, не подключая к труду своих детей. Стоит учесть, что в 2,5 года у детей проявляется острая психологическая потребность нравиться маме. Это время нужно использовать. Ведь прививать ценные качества детям легче на основе потребности. Это одно из правил воспитания. Не теряйте время, приучайте сына или дочь к трудолюбию, аккуратности, усидчивости и чувству долга. Покажите ребенку, как нужно складывать одежду, потом – книжки и игрушки. Скажите ему, если он будет это делать именно так, то это очень понравится маме. Ребенок будет стараться. Вы его похвалите, поддержите, и у него постепенно выработается привычка все складывать ровненько и красиво. Практика показала, что удивительная потребность нравиться маме длится около года – до 3, 5 лет. За этот год можно многому научить любого ребенка, было бы терпение и желание.

Мягкая речь

   Дети в рассматриваемом возрасте очень эмоциональны. Они постоянно улавливают не только слова, но и интонации, а также способны легко переключаться из одного эмоционального состояния в другое. Поэтому разговаривать в семье друг с другом, и с детьми в частности, нужно мягко, даже если вы что-то от них требуете – спокойно и негромко. Разговор на повышенных тонах отразится на его психологическом состоянии не только в два-три года, но больно отзовется в подростковом возрасте, когда почти все родители жалуются на агрессивное поведение и излишек отрицательных эмоций своих детей.

Прочь «ярлыки»

   Не цепляйте своим деткам «ярлыки», которые их унижают. В изобилии эмоций, когда родители устали, их начинают раздражать медлительность или неловкость их детей. Они начинают цеплять своим детям так называемые «ярлыки»: ты растеряша, неряха, непослушный, упрямая... Много разного можно наговорить маленькому неумельцу. Но каждый раз, говоря такие слова, родители все делают для того, чтобы отрицательный потенциал расцвел пышным цветом в характере ребенка. Они могут добиться уверенности мальчика или девочки в том, что они действительно такие. И они будут такими! Задача любящих родителей – развить весь положительный потенциал в сознании ребенка. Он – хороший, у него получится, он сможет! И он действительно сможет, ведь это положительное начало обязательно присутствует у детей. Ваши дети гениальны, у них много хорошего и они вас любят!

Лидия Нейкурс семейный консультант
Из журнала: Акцент 03/2015
admin 16-05-2018, 19:09 486 0

Комментарии


Добавление комментария

Социальные комментарии Cackle
Мир Библии