» » Поговорим о стилях воспитания

Поговорим о стилях воспитания

Поговорим о стилях воспитанияПоговорим о стилях воспитания

 
   Какой стиль в воспитании детей наиболее эффективен – авторитарный или авторитетный. И в чем, собственно, между ними разница? В своих названиях эти стили имеют одинаковые начала, но продолжения их совершенно разные. Именно так бывает и в жизни.

«Любить кулаками»

   Маленькая Софа ела на кухне спелые абрикосы и ужасно выпачкала личико и ручки. Вдруг, в порыве любви, она побежала в комнату, чтобы обнять маму. «Мама, дай я буду любить тебя!» – воскликнула она, распростирая ручки. Но, увидев мамины округлившиеся глаза при виде измазанных ладошек, Софа свернула их в кулачки и, не сбавляя скорости, уточнила: «Мама, дай я буду любить тебя кулаками!»

   «Любить кулаками» – так по-детски просто и гениально была выражена маленькой девочкой проблема, над которой уже много веков бьется педагогическая мысль, занятая поиском той тонкой меры «кнута и пряника», любви и требовательности, поощрения и наказания, которая позволила бы вырастить внутренне гармоничного человека. Для родителей же эта проблема проявляется в выборе стиля родительского воспитания. Чаще всего они используют один из крайних вариантов: авторитарный или авторитетный. Об этом и пойдет речь, а также о всем чем угодно неожиданном, как и полагается всегда, когда речь идет о детстве.

Чего больше - контроля или теплоты?

   Автор психологической концепции стилей родительского воспитания Дайана Бомринд заявляет, что любой стиль складывается в результате определенного сочетания двух измерений: контроля и теплоты. Родительский контроль – это степень выражения родителями запретительных тенденций. Родительская теплота – то количество любви, принятия и одобрения, которое демонстрируют родители своим детям. Преобладание одного из названных измерений и создает такие противоположные стили воспитания, как авторитарный и авторитетный.

Два стиля воспитания

   Для авторитарного стиля воспитания характерен высокий уровень родительского контроля по отношению к своим детям, при преобладании холодных отношений. Такие родители отдают приказания и ждут неукоснительного подчинения раз и навсегда установленным правилам. Они позволяют ребенку лишь в незначительной степени быть независимым от них. Авторитетный же стиль воспитания основан на сочетании умеренного уровня контроля и теплых отношений. Те родители, которые открыты для общения с детьми, допускают изменения своих требований в разумных пределах, а также поощряют развивающееся стремление детей к самостоятельности.

   Результаты этих стилей воспитания противоположны. В первом случае дети вырастают замкнутыми, боязливыми, угрюмыми; мальчики зачастую агрессивны, девочки – пассивны. Во втором – дети превосходно адаптированы, уверены в себе, у них развиты социальные навыки, они хорошо учатся, им присуще творческое начало. И хотя даже при поверхностном рассмотре видно преимущество авторитетного стиля воспитания, есть немало семей (а раньше существовали даже целые исторические эпохи), в которых авторитарный стиль преобладает. В чем же причины такого положения? Очевидно, что они кроются в особенностях и возможностях проявления родительской власти.

Срочный или долгосрочный результат?

   Если смотреть шире, то авторитаризм и авторитетность - это те формы власти, где ее обладатели используют разные средства, подходы и взгляды в ее реализации. Так, авторитарные лидеры убеждены в том, что их занимаемая должность или положение, дают им естественное право на безоговорочную власть. Они требуют неукоснительного и полного подчинения требованиям, которые единолично устанавливают; они нетерпимы и часто опираются на грубую силу. Методы такой власти дают быстрые, но краткосрочные результаты – и это ее устраивает. Прямолинейное давление, что является обычным для авторитарного стиля, это показатель его неспособности справиться с ситуацией другими методами. Напротив, авторитетный лидер обладает умственным вызывающим уважение влиянием, основанным на признанной мудрости, знании, добродетели. Его меры требуют терпения и усилий, зато они приносят прочные, неразрушительные и долговременные плоды.

«Сердца отцов к детям и детей к отцам»

   Что касается родителей, то зачастую обессиленные после трудового дня, экономя свои силы и способности, они хотят добиться быстрых результатов, становятся авторитарными, чему цена, как утверждают психологи, – низкая самооценка и эмоциональное неблагополучие ребенка. Это недопустимо, гласит существующий закон об охране детства. Но что же делать уставшим родителям? – спросим мы, имея в виду неписанный закон об охране родительства, существования которого требует справедливость. Оба эти – на первый взгляд противоречивые – закона гармоничным образом уживаются в Законодательном послании, данном человечеству уже много тысячелетий назад. Речь идет о Священном письме Бога к людям – Библии. Пятая из десяти заповедей Закона Божьего, адресована детям, гласит: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и продлились дни твои на земле» (Исход, 20:12). В другом месте сказано: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Послание к Ефесянам, 6:4). Это указывает на важную роль разъяснений и обоснований родителями своих требований, а также на важную роль общения и сотрудничества с ребенком в процессе воспитания. Господь Бог призывает и родителей и детей к гуманной взаимообращенности сторон в процессе воспитания. Тем более, что связь с Ним способна оказывать неоценимую помощь в решении многих противоречий между родителями и их детьми. Так как Господь способен «обратить сердца отцов к детям и детей к отцам», и как Источник вечной мудрости и любви Своим чудным влиянием установить между ними истинный мир и согласие. Ведь Сын Божий по своей необъятной любви к людям ради установления истинного мира и согласия, и устранения всех противоречий между Богом и каждым человеком, пожертвовал своей жизнью. Вот пример самого эффективного стиля отношений для родительского воспитания, где авторитет основан не на сугубо каком-либо статусе имеющем власть, а на совершенных качествах характера.

О мотиве розги

   Хотя в Священном Писании присутствует и мотив розги (Притчи 10:13, 13:24, 22:15), но слово розга, если обратиться к языку оригинала Библии, берет происхождение от пастушеского посоха, ставшего впоследствии орудием защиты овечек от хищных зверей, затем орудием отражающего атаки неприятеля воина, и, наконец, царским жезлом – символическим воплощением поставляемой Богом власти.

О «всем чем угодно неожиданном»

   Ну и наконец, о «всем чем угодно неожиданном», о котором упоминалось в самом начале. Когда темный лес полон чудес – шепчущих трав и говорящих цветов, строящих домики поросят и всегда получающих воздаяние хитрых волков; когда мамины солнечные очки закрывают не только глаза, но и все лицо, все взрослые ростом до неба, а луна сделана из сыра, тогда всей душой верится, что птички поют славу Творцу небес, а о величии Божьем рассказывает лазоревое небо, верится, что папа такой же добрый, как и Бог, а Бог такой Добрый и Справедливый, как и папа. И так хочется – просто не удержишься – их обоих слушаться!

Автор: Ирина ВЯТОХА
Из журнала: Акцент 01.2012
admin 11-03-2018, 10:04 337 0

Комментарии


Добавление комментария

Социальные комментарии Cackle
Мир Библии