Церковь и счастливые дети

Церковь и счастливые детиЦерковь и счастливые дети 

   Наши дети родились и взрослеют в эпоху не только высоких технологий, но и высочайшей степени риска, ловушки для них расставлены на каждом шагу. Проблемы, с которыми они сталкиваются, совсем не детские: алкоголь, наркотики, токсикомания, распущенность и безнравственность. Мир, в котором мы живем, совершенно не приспособлен для детей. Что мы, взрослые, можем сделать, чтобы их подростковый возраст прошел без потерь? Этот вопрос я адресовала доктору Хопкинсу, профессору университетов Лома-Линда и Андрюса, доктору медицинских наук, исследователю в области подросткового поведения.

   Каким образом общество и Церковь способствуют предотвращению поведения высокой степени риска у подростков? Располагаем ли мы эффективными профилактическими программами?

   Говоря о профилактических программах, следует отметить, что все они, в первую очередь, ставят своей целью распространение информации: обучение подростков тому, что опасно и почему. Бесспорно, информация необходима. Вместе с тем я хотел бы подчеркнуть, что этого явно недостаточно. Принято считать, если человек, владеет информацией, он в той или иной степени будет защищен. (Кто предупрежден, тот вооружен. — Прим. автора статьи).

   Однако воспользоваться «оружием» желают немногие. Многократные исследования, в частности, на примере студентов колледжей, т. е. подростков старшего возраста, показали, что в большинстве своем они хорошо знакомы с информацией о ВИЧ и СПИДе, но на практике демонстрировали поведение, как если бы им ничего не было известно о риске, сопряженном с опасностью для жизни.

   Получается, одних знаний для предотвращения поведения, опасного для жизни, недостаточно? Если это так, что же следует в таком случае учесть при разработке профилактических программ?

   Многие исследования показывают, что здоровая самооценка является защитным фактором для предотвращения или уменьшения рискованного поведения. Подростку очень важно знать, что он любим, что его принимают таким, каков он есть. Его самооценка формируется под влиянием оценок окружающих его людей, т. е. от того, насколько он им нравится, насколько они его принимают, уважают как личность. Таким образом, при разработке профилактических программ по предупреждению у подростков поведения высокой степени риска следует учесть методы обучения, способные помочь подростку понять, кто он есть и какова цель его жизни.

   Что мы можем сделать, чтобы развить здоровую, позитивную самооценку у молодых людей?

   Один из способов заключается в обеспечении безусловного позитивного принятия их такими, какие они есть, поощряя их уникальные способности и при этом подчеркивая их особую ценность. Проявление любви и уважения к ним, а не только оценка их поведения или их успехов в учебе. Важно, чтобы молодые люди были уверены в том, что мы заботимся о них и нам не безынтересно то, чем они занимаются, о чем мечтают.

   Церковь как христианская организация, призванная видеть и признавать важность и ценность каждой личности и каждого дарования, как раз может и должна выполнять эту исключительную роль. Она способна помочь подросткам признать имеющиеся у них таланты и сформировать подлинное самоуважение.

   Но это еще не все. Есть несколько составляющих для успеха в работе с подростками. В течение последнего десятилетия исследования представили миру мощную концепцию, которая принесла надежду как исследователям, так и преподавателям. Это концепция резистентности, или устойчивости. Устойчивость, или, другими словами, жизнестойкость, — это способность выжить и не сломаться. Эта способность развивается с течением времени в результате поддержки окружающей среды (семьи, школы, соседей, родственников). Резистентные личности — это те, кто, несмотря на серьезные трудности жизни, развивают навыки преодоления проблем, достигают поставленных целей.

   При анализе исследований о том, что способствует устойчивости среди молодых людей, одни и те же факторы приводятся снова и снова: наличие жизненных ценностей, искренних и прочных отношений с людьми, которые являются примером для подражания. Все резистентные молодые люди имели по крайней мере одного человека в своей жизни, кто принимал их безоговорочно, независимо от особенностей их темперамента, физической привлекательности или интеллекта. Надежда, которую они черпают из отношений с человеком, который заботится о них, может служить защитным буфером в жизни уязвимых детей из группы риска. Они вырастают успешными, несмотря на неблагоприятные условия, которые их окружают.

   Мы опять возвращаемся к роли Церкви, могущей предоставить такую возможность для построения позитивных, устойчивых отношений с теми молодыми людьми, которые не окружены заботой и участием в своих семьях, в своем социуме.

   В идеале, это было бы хорошо. Хочу подчеркнуть еще один очень важный аспект. Подросток наиболее подвержен рискованному поведению в то время, когда он возвращается домой, а родители еще на работе. Исследования показывают, что чаще всего большая вероятность первого употребления наркотика, первого сексуального опыта и первого преступления среди молодежи приходится на интервал между 15:00 — 18:00 часами.

   Таким образом, поиск способов привлечения детей после школьных занятий в различные кружки по интересам должен быть ключевой частью успешных мер профилактики? Члены церкви могут организовывать подобные мероприятия для молодежи?

   Абсолютно верно. Но и это еще не все. Школа — это социальная среда, для которой характерна забота взрослых о подростках и поддержка межличностных отношений, где есть общие нормы, цели и ценности. Ребята, которым нравится школа, как правило, более мотивированы хорошо учиться, они реже пропускают занятия, меньше используют наркотики, чем те школьники, для кого школа не стала местом общих интересов. В тех школах, где есть здоровая социальная среда, подростки демонстрировали лучшие результаты в учебе, заботились о других, имели высокую самооценку и решали конфликты лучше. В таких школах подростки были в наименьшей степени вовлечены в насильственные действия, больше защищены от использования сигарет, алкоголя и марихуаны, добрачных сексуальных отношений, а также проявляли интерес к формированию здоровых привычек.

   Значит, следует готовить добровольцев в школах?

   Да, вы правы. Следует не забывать, что служение обществу должно быть добровольным. Это может быть помощь учителю, работа по уходу за пожилыми на дому или в домах престарелых. Это может быть также помощь в детском саду, помощь в облагораживании парков и зон отдыха, и т. д. Организация программ служения обществу эффективно снижает опасность для подростков быть подверженными ранним сексуальным отношениям и связанными с ними последствиями.

   Члены церкви должны определить места и мероприятия и привлекать молодых людей к служению обществу. Их жизнь, творческое мышление, планирование может оказать очень позитивное влияние на молодежь, побуждая их помогать другим.

   Точно так. И последний важный фактор — общение с родителями. Наличие положительных отношений «родитель — ребенок» снижает вероятность рискованного поведения. Австралийские исследования, связанные с изучением высокой степени самоубийств среди молодых людей, показали, что улучшение общения между молодыми людьми и членами их семей в значительной степени снижает случаи суицида.

   Доктор Хопкинс, спасибо Вам большое за этот замечательный план, который можно использовать в каждой церкви, чтобы предотвратить как у наших детей, так и у детей, живущих с нами по соседству, детей, учащихся в тех же школах, что и наши дети, поведение, связанное с высоким риском.

   Надеюсь, что каждая церковь задумается, что мы как граждане своей страны можем сделать для детей, чтобы они могли избежать пороков, ведущих к гибели. Участие взрослых в жизни молодых людей ведет к положительным переменам. Взрослые могут сделать многое, они могут стать моделью для подражания и помочь молодым людям принять правильные решения.

   Руководители Церкви должны прилагать серьезные усилия, чтобы стратегии по защите молодых людей от рискованного поведения не были сконцентрированы только на информации. Для успеха программ необходимы еще несколько факторов, которые были представлены в этом интервью. Дети нуждаются в нашей помощи и заботе! Давайте дадим им ее!

Беседу вела Надежда Иванова, директор Отдела здоровья ЕАД
Доктор Хопкинс профессор, университет Лома-Линда, университет Андрюса
Адвентистский вестник\ №2\2012




    Как воспитать настоящего мужчину

    Как воспитать настоящего мужчину     «Мой муж переложил все финансовые проблемы нашей семьи на меня», «Что делать с моими сыновьями? Они полные потребители в нашей семье», «Мой сын наркоман, нигде не работает»… — каждый день в редакцию нашей газеты звонят, пишут письма и смс


    ВИРТУАЛЬНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ И ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ

    ВИРТУАЛЬНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ  И ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ  Согласно данным статистики, средний россиянин проводит за просмотром телевизора или компьютерными играми ежедневно по несколько часов. Это относится не только к взрослым, но и к детям. А вот о том, какое влияние оказывают просмотр


    10 Способов проявить любовь к ребёнку

    10 способов проявить любовь к ребенку Проявление любви к детям со стороны родителей происходит различными способами и в различных направлениях: кто-то готовит вкусный обед, кто-то читает ребенку на ночь любимую книжку или остается дома, если малыш заболел...

Вы, читатель, и есть главный критик и комментатор. Мы ценим и ждём ваше мнение о данном материале в комментариях!


Поделитесь со своими друзьями — возможно это именно то, что им сейчас необходимо!


{poster_avatar}  admin
364 28.12.16
 
Мир Библии