ПЛАН - КОНСПЕКТ ПАВЛА ЛУГОВОГО

ПЛАН - КОНСПЕКТ ПАВЛА ЛУГОВОГО

ПЛАН - КОНСПЕКТ ПАВЛА ЛУГОВОГО

Урок субботней школы № 5.

Погибни тот день

Памятный стих:
 «Достоин Ты, Господи, приять славу, и честь, и силу:
ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено»
(Откр.4.11)
 

Вступление.

  Изучение урока может привести нас в уныние, поскольку мы будем говорить о траурных ситуациях в жизни. Когда мы смотрим на Иова, то он проклинает день, в который родился (Иов 3:1-10), размышляет о тщетности жизни и желает собственной смерти (Иов 7:1-11). Однако важно осознавать, что эти размышления основаны на библейском взгляде на личность, исключающем такое средство решения проблемы, как самоубийство (эвтаназию в любом ее проявлении). Хотя у Иова просматриваются признаки депрессии, его мысли о смерти нацелены на то, чтобы Бог позволил ему умереть и таким образом положил конец его страданиям.

  И все же никакие наши страдания не смогут сравниться с тем, что пережил Иов. Его история — это пример того, что происходит, когда в жизнь народа Божьего приходят беды. При этом все мучения, скорби и отчаяние сводятся к двум моментам: 1) Бог исполняет Свои обещания; 2) Ему всегда можно верить, даже в самые мрачные минуты жизни.

  Страдания показывают, чего нам не хватает, раскрывают наши слабости и взгляды на мир, как это было с Иовом. Изучая урок, мы сможем понять, что происходит в этот момент с человеком, переживающим горе и траур, и, самое важное, как мы на это должны реагировать, как помочь в этой ситуации человеку в горе. Как смотреть в лицо страданиям со смирением и уверенностью, взирая на Того Единственного, Кто знает конец от начала.
 

I. Природа человека.

1. Взгляды людей.

  Французский историк Ф. Арьес, анализируя происхождение массовых представлений о смерти, выделяет пять этапов в развитии представлений о ней:

1. С архаических времён и вплоть до XI в. — «нормальное» (т. н. «прирученная смерть»). 

  Представление о том, что все люди когда-нибудь умрут, то есть смерть — это обыденное, неизбежное явление, которое не вызывает особого страха. Умершие рассматривались как уснувшие («усопшие») «до конца времён». Поэтому кладбища были не только местами захоронения, но и местами жизни (местом собраний, встреч и т. д.).

2. Начиная с XII века — «смерть своя» (la mort de soi). 

 Это представление о смерти появилось под влиянием роста индивидуального сознания и утверждения в обществе между XI и XIII столетиями идеи Страшного Суда. Значение ритуалов, связанных с предсмертным состоянием и захоронением, возрастает. Близость живых и умерших прекращается — кладбища выносят за городскую черту (территорию живущих). Вместе с тем, смерть находит активное выражение в искусстве.

3. В эпоху Просвещения — «смерть далёкая и близкая» (la mort longue et proche). 

  Смерть представляется как нечто дикое, необузданное. Это реакция на утрату механизмов защиты от природы.

4. В эпоху романтизма — «смерть твоя» (la mort de toi). 

  Смерть другого человека переживается тяжелее, чем близость собственной смерти. Феномен смерти эстетизируется.

5. В XX веке — «смерть перевёрнутая» (la mort inversee). 

  Появляется страх перед самим упоминанием смерти, эта тема становится запретной. Происходит сокращение сроков ритуалов, связанных со смертью (похороны, траур). Трупам умерших стараются придать вид, похожий на живых.

2. Божественное откровение.

- А что Бог говорит по этому поводу в Своем Откровении?
Быт.2.17. (UKR перевод Огиенко 1962 г.)

  Але з дерева знання добра й зла не їж від нього, бо в день їди твоєї від нього ти напевно помреш!

  Согрешив – непременная смерть (не имеется ввиду моментальная). Без вариантов.

- И это все?

- Неужели ни какой перспективы?

- О какой перспективе говорит нам Библия по этому вопросу?
Иоан.5.28-29.

• Верит в это человек или нет, но каждый умерший будет воскрешен.

• Единственное различие – для чего он будет воскрешен (для жизни вечной или для осуждения).

- Когда и как это произойдет?
1Фес.4.13-18.

• Это будет при Втором пришествии Христа.

• Это происходит при звучании особой Божьей трубы.

• И это событие является той надеждой, которая может поддержать человека в трауре.

II. Траур.

1. Отношение людей.

  В разное время и в разных культурах траур – это событие.

 Для европейцев траур (от немецкого die Trauer — «печаль») — сдержанное, не бьющее в глаза выражение скорби по умершему. Но для народов, живущих традиционным укладом, характерны публичные оплакивания мертвых (для этого даже нанимают специальных плакальщиц), громкие рыдания и самоистязания. Эфиопы, например, в знак глубокой скорби остригают волосы, посыпают пеплом голову и расцарапывают до крови лицо. Еще столетие назад у некоторых племен Южной Африки вдову после смерти мужа запирали на месяц в изолированном помещении. По истечении этого срока она, прежде чем вернуться домой, должна была тщательно вымыться и острым камнем сделать себе порезы на груди, руках и ногах. У индейского племени тлинкитов на Аляске принято было в подобных случаях бить себя камнями по лицу и опалять волосы в пламени костра, в более сдержанном варианте — коротко стричься и посыпать лицо пеплом от сожженного тела покойного. А из исторических летописей мы знаем, что, когда скифы оплакивали смерть царя, они остригали волосы на голове, резали руки, царапали лоб и нос, отрубали мочки ушей и стрелами пробивали себе левую руку.  

  Индейцы команчи не только остригали волосы и наносили себе раны, но и стригли хвосты и гривы своим лошадям. У другого индейского племени — арапахо — покойника оплакивали женщины, покрытые кровью от порезов на руках и ногах. У аборигенов Австралии вдовы расцарапывали лица и прижигали головнями груди, руки и ноги, втирая в ожоги золу. Многие древние народы шли еще дальше, в буквальном смысле отправляя на тот свет не только имущество умершего, но и его слуг, домашних животных, а иногда и членов семьи. Все это археологи в изобилии находят в захоронениях скифских вождей, шумерских царей, индейских правителей Центральной Америки. Даже простые люди в разных уголках света старались положить в могилу родственника что-нибудь полезное — лопату, лук со стрелами или хотя бы деревянную ложку. При этом часто предметы ломали, поскольку верили — все сломанное на этом свете будет целым на том. Верили и в то, что царям и богатым на том свете понадобятся слуги, поэтому их умерщвляли десятками и сотнями. Арабский путешественник Ибн Фадлан в Х веке описал увиденные им на Волге похороны знатного варяга — его сожгли в ладье вместе с любимым конем, рабами и женами. А в Индии до недавних пор вдова добровольно сжигала себя вместе с мужем. Страшный обычай сати имел вполне житейский смысл — овдовевшим женщинам никто не помогал, а вторично выйти замуж они не имели права. Более практичные народы пытались пресечь истребление имущества и человеческих жизней ради благоденствия покойников. Древние египтяне клали в гробницы вырезанные из дерева фигурки, ушебти, заменявшие живых рабов. Китайцы с той же целью изготовили из глины целую армию, охранявшую покой первого императора Цинь Шихуанди (до него армии зарывались в землю живьем). Позже они начали вырезать из бумаги весь погребальный инвентарь — мебель, посуду, украшения и даже деньги. Все это сжигалось на могилах предков, и, поскольку по верованиям последние превращались в духов, их вполне должна была устраивать собственность в виде дыма. Настоящей оставалась только еда, которую приносили на могилы, но и ее съедали скорбящие члены семьи. Там же, в Китае, впервые возникла цивилизованная, разработанная до мелочей культура траура. Догмы конфуцианства скрупулезно определяли срок траура по тому или иному родственнику. Так, старший сын и жена соблюдали траур по главе семьи три года, прочие сыновья — два, а муж по жене — всего пять месяцев. Все это время им не разрешалось вступать в брак, устраивать праздники, есть сладости и слушать музыкантов. 

- Как эту сторону культуры описывает на Библия?
Быт.50.2-3.

• У Египтян - сорок дней бальзамирование тела покойного.

• Тридцать дней траур (всего семьдесят).
Втор.34.7-8.

• У Евреев траур сократился до тридцати дней (не бальзамировали тела).
Иез.24.15-17.

• Люди в трауре плакали сами.

• Нанимали плакальщиц (Еккл.12.5.).

• Существовала траурная одежда.

• И культура траурного стола.
Втор.26.12-14.

• Евреям запрещалось из десятины милосердия использовать средства на похороны (сам обряд, стол).

2. Верующий и смерть.

- Чем отличается верующий человек от неверующего встречая смерть?
Для обоих – это горе в любом случае.

• Но неверующий человек не видит никакой перспективы в дальнейшем, сталкиваясь с горем.

• А верующий человек, переживая такую же ситуацию в жизни, имеет надежду и видение будущего.

- Как поэтому верующий относится в смерти?
Фил.1.20-21.

• Верующий человек вверяет себя в руки Божьи.

• Как своей жизнью, так и своей смертью он желает возвеличить Христа (хотя это может быть со слезами как в ситуации с Иовом).

- Как об этом говорит наш памятный стих?
Откр.4.11. 

• Человек (имеется ввиду - верующий) прославляет Бога во всех ситуациях жизни, даже иногда не понимая до конца всего происходящего с ним или с кем-то.

III. Сталкиваясь с горем.

  В этой части беседы мы постараемся подойти к этому вопросу практически. Как мы, как верующие люди, встречаясь с горем других людей, можем им помочь, как утешить, облегчить их страдания.

1. Состояние родственников.

  Говоря о смерти, психологи выделяют несколько стадий человека в этом состоянии. Об этом важно знать. Как тому, кто встречается с потерей близкого человека, так и тому, кто его пытается утешить.
Фазы горя

• Начальная фаза горя — шок и оцепенение

 «Не может быть!» — такова первая реакция. Это может длиться от нескольких минут до неопределенного периода и зависит от личности человека. Как это ни странно, человек на этой стадии чувствует себя вполне хорошо. Он не страдает, снижается чувствительность к боли и даже «проходят» беспокоившие заболевания. Человек ничего не чувствует. Это может расцениваться окружающими как недостаточность любви, эгоизм. 
Этому испокон веков помогали ритуальные действия, обычаи. На похороны приглашались женщины-плакальщицы, которые, рыдая, говорили тексты типа: «На кого ты меня покинул!» и т. п. То есть то, что чувствует горюющий, но не имеет возможности выразить. Плакальщицы помогали человеку заплакать.

• Фаза страдания

  Фаза страдания продолжается 6—7 недель, в среднем 40 дней. В это время человеку трудно удержать внимание во внешнем мире, он живет в образе потерянного объекта.

• Фаза остаточных толчков и реорганизация

  Эта фаза наступает дней через 40 после события и продолжается примерно в течение года. На этом этапе жизнь входит в свою колею, восстанавливаются сон, аппетит, повседневная деятельность, умерший перестает быть главным сосредоточением жизни. Переживание горя протекает в виде отдельных приступов. Они могут быть столь же острыми, как и прежде. Поводом их могут быть традиционные семейные даты: Новый год, день рождения; или события повседневной жизни — обида, грусть и т. д.

• Фаза завершения

  Здесь человеку приходится порой преодолевать некоторые культурные барьеры, затрудняющие завершение «работы горя». Например, представление о том, что длительность скорби является мерой любви к умершему. 

2. Утешение.

  Фазы горя
  Начальная фаза горя — шок и оцепенение
- Чем мы можем помочь в этот период горя?

  Разговаривать с таким человеком и утешать его совершенно бесполезно. Он все равно вас «не услышит» и будет говорить, что у него все в порядке. 

• В таком случае можно ходить за ним повсюду «хвостиком», ни на секунду не выпуская его из поля внимания, не оставляя его одного. При этом не обязательно говорить с ним, можно просто быть рядом. Если это ребенок, который учится в школе, лучше его не пускать в школу, даже если он будет утверждать, что вполне справится.

• Постарайтесь как можно больше и чаще касаться человека, тяжело переживающего горе. Тактильный контакт возникает у нас очень рано, это первый контакт младенца с окружающим миром. Поэтому, как бы ни были нарушены связи с внешним миром, тактильная связь чаще всего сохраняется. Иногда достаточно одних тактильных контактов, чтобы вывести человека из состояния шока. Особенно если это такие символические действия, как поглаживания по голове. В этот момент большинство людей начинают чувствовать себя маленькими и незащищенными, им хочется заплакать, как в детстве. Если же вам удалось вызвать слезы, значит, человек переходит в следующую фазу.

• Нужно вызвать у человека любые сильные чувства, которые выведут его из шока. Может сгодиться и злость. 

  Фаза страдания
- Чем можно помочь в этот период?

• Здесь можно и нужно дать человеку возможность побыть в одиночестве.

• Если он пожелает поговорить с вами, нужно всегда быть в его распоряжении, выслушать его (даже если слушаете в сотый раз) и поддержать.

• Как уже говорилось, эти люди раздражительны, тем не менее, понимая их состояние, надо относиться к ним более мягко, прощая многое, но не все.

• Не надо бояться слез человека и делать все, чтобы он прекратил плакать. Слезы дают возможность разрядить эмоции и болееменее успокоиться.

• В конце этой фазы нужно начать потихоньку приобщать человека к общественно полезной деятельности: отправить в школу, заставлять делать чтото по дому. Режим должен быть, конечно, щадящим.

• Не надо постоянно смотреть на человека глазами, полными сочувствия и жалости. От этого ему просто захочется сбежать. С ним можно обращаться вполне нормально и иногда даже можно ссориться. Дайте ему понять, что вы переживаете за него, что он вам необходим.

  Фаза остаточных толчков и реорганизация
- Чем можно помочь в этой стадии горя?

• Основная психологическая помощь на данном этапе состоит в том, чтобы способствовать обращению к будущему, помочь строить всевозможные планы.

  Фаза завершения
 Здесь человеку приходится порой преодолевать некоторые культурные барьеры, затрудняющие завершение «работы горя». 

• Можно на этой стадии человека занять какой-то полезной деятельностью.

• Переключать его внимание на что-то другое.

  Слово «сострадание» состоит из приставки «co» (в значении «вместе») и глагола «страдать». Когда мы исполнены сочувствия, то страдаем вместе со скорбящим человеком. Страдания Иова, которые физически и эмоционально привели его к порогу смерти, побуждают нас разделить его переживания и узнать больше о жизни и смерти с библейской точки зрения. Хотя наша способность сострадать всегда будет ограниченной.

Заключение. 

  Страдание и смерть тесно переплетаются в книге Иова. В речах патриарха прослеживается желание скорой смерти и звучит проклятие дня своего рождения. Из его высказываний мы можем многое узнать о жизни и смерти, а также о том, как Бог во Христе победил смерть и грех. Библейское понимание этих вопросов должно побудить нас быть более сострадательными к переживаниям окружающих людей. 

  Говорят, что страдание превращает в трусов даже самых храбрых мужчин и женщин. «Время может сломить тебя. Время может поставить тебя на колени», — поет в одной из своих песен гитарист, исполнитель блюза Эрик Клэптон (EricClapton, „TearsinHeaven"). Он написал эту песню после того, как Коннор, его четырехлетний сын, упал с 49-го этажа жилой многоэтажки в Нью-Йорке и разбился насмерть. Этот отец, Иов и бесчисленное количество других, живущих на планете Земля, слишком хорошо знают, что такое страдание. Но в лице Иисуса Христа Бог дарует нам Спасителя, Который принимает на Себя нашу боль и берет на Себя наши страдания (см. Ис.53:4), Который может «посочувствовать нашим слабостям» (см. Евр.4:15). У нас может не быть всех ответов, объясняющих происходящие трагедии, но у нас есть Иисус, и Он — все, что нам нужно.




Вы, читатель, и есть главный критик и комментатор. Мы ценим и ждём ваше мнение о данном материале в комментариях!


Поделитесь со своими друзьями — возможно это именно то, что им сейчас необходимо!


431 22.10.16


  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

Как назывались ученики Христа" class="form-control" />
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив




 
Мир Библии