» » Роль реформации в социально-экономическом, культурном и духовном развитии европы

Роль реформации в социально-экономическом, культурном и духовном развитии европы

Роль реформации в социально-экономическом, культурном и духовном развитии европыРоль реформации в социально-экономическом, культурном и духовном развитии европы

 
   История Реформации — великого движения, начавшегося в XVI веке и провозгласившего необходимость возврата христианства от вкравшихся в него языческих учений к учению Библии, принадлежит к одному из важнейших периодов мировой истории, знаменуя переход от Средневековья к Новому времени [2, 4, 28]. Понятие свободы совести, равенство людей вне зависимости от их религиозной, национальной, расовой принадлежности, равенство прав мужчин и женщин, защита малоимущих, детей, стариков и больных, демократические институты власти — все это дала именно Реформация. Все это могла дать только Реформация, поскольку она — единственное из всех исторических движений — стояла на принципах возврата к евангельскому учению; единственное движение, четко провозгласившее, что без Бога, без Евангелия невозможно изменение к лучшему ни жизни отдельного человека, ни государства в целом.

   Это движение привело к созданию нового направления в христианстве (наряду с католичеством и православием) — протестантизма, получившего такое название от протеста против слияния языческих учений с учением Библии, которое произошло в период средневековой церкви, и протеста против слияния церкви с государством, которое также произошло в дни Средневековья [7, 8, 18].

   В нашей стране, в силу длительного господства государственной церкви, а затем атеистической идеологии, протестантские церкви именовались сектами, а их члены — сектантами, что приравнивалось к фанатикам и темным, необразованным людям. При этом нигде не указывалось, что протестантизм является ведущей религией в Великобритании, Германии, Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии, США, Австралии, Канаде, то есть в экономически и культурно развитых странах. На наших же территориях продолжали придерживаться тех же принципов, что и в дни Средневековья, взращивая суеверия и фанатизм, ибо таким народом всегда легче править.

   Учитывая вышесказанное, целью нашей работы стало изучение влияния Реформации на социально-экономическое, культурное и духовное развитие Европы.

ПРИЧИНЫ РЕФОРМАЦИИ

   Великая Реформация самым коренным образом перестроила все основы жизни общества. Ее необыкновенный успех вполне сопоставим с победным шествием раннего христианства в дни Римской империи, когда маленькая группа гонимых апостолов сокрушила мощь языческого мира, — так и проповедь скромных реформаторов сокрушила необъятную мощь средневековой церкви. Этому необыкновенному своему успеху Реформация в первую очередь была обязана следующим основным факторам:

   Во-первых, страшные злоупотребления средневековой церкви и особенно торговля индульгенциями, ставшая последней каплей, вызвали протест практически всех слоев населения. Вместо этого Реформация предложила людям чистое учение Евангелия без человеческих преданий и злоупотреблений [18, 22].
 
   Во-вторых, постоянный гнет, осуществляемый церковной инквизицией, и система постоянной слежки довели терпение людей до предела. Вместо этого Реформация провозгласила принципы свободы совести и равенства людей пред Богом [13, 14, 20].

   В-третьих, непомерные претензии духовенства вызвали недовольство значительнейшей части князей и герцогов. Реформация взяла курс на отделение церкви от государства, утверждение крепких национальных государств [3, 5, 26, 9].

   В-четвертых, система средневековой церкви пресекала всяческое стремление к знаниям, в то время как Реформация провозгласила необходимость самого широкого просвещения для всех слоев населения [3, 13].

   Но необходимо подчеркнуть, что основная причина зарождения Реформации была духовная: люди наконец-то узнали долго скрываемую истину, что Бог есть Спаситель, а не только Судья, стремящийся наказать и покарать; что можно иметь личное общение со Христом. Власть же церкви зиждилась на том, что в ее руках находится единственный путь спасения людей [18, 23–25].

   В рамках одной статьи мы, безусловно, не можем представить все те достижения, которые принесла Реформация миру, но это и не является нашей задачей, ибо ее рассмотрению посвящены десятки капитальных трудов. Поэтому мы ограничимся лишь рассмотрением базовых завоеваний, которые дала Реформация, четко продемонстрировав, что вера — это не просто отвлеченное понятие, но что она коренным образом меняет и жизнь всего общества во всех его сферах, и жизнь отдельно взятого человека [16, 17, 19].

   «О духе и цели евангельского протестантизма лучше всего говорил апостол Павел в своем Послании к галатам: „Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства". Реформация показывает нам поразительный пример всепроникающей силы религии в истории. Она началась с вопроса: „Что должен сделать человек, чтобы спастись? Как грешник может быть оправдан перед Богом?". Реформаторы прежде всего заботились о спасении души, о славе Христа и о победе Его Евангелия. Все политические, национальные и литературные интересы они подчиняли религии. Они были живыми людьми, оптимистами, людьми действия, искренними, сильными, полными надежды, свободными от эгоистичных мотивов и целей.

   Реформация устранила препятствия, которые средневековая церковь поставила между Христом и верующим. Реформация открыла путь к непосредственному союзу со Христом как единственным Посредником между Богом и человеком, сделала Евангелие доступным для каждого человека. Реформация была возвращением к неискаженным человеческим преданием Слову Божьему. Это было возрождение изначального христианства» [27, т. 7, с. 17, 18].

РЕФОРМАЦИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

   Великая Реформация сокрушила несколько основных препятствий, стоящих на пути просвещения и прогресса:

   Во-первых, схоластическую систему образования средневековой церкви — систему, которая зиждилась на языческих и суеверных принципах и которая выступала против получения каких-либо знаний [1, 2].

   Во-вторых, Реформация отвергла принцип противопоставления науки и веры, который отстаивала средневековая церковь. Реформация, основываясь на Библии, показала, что наука нисколько не противоречит вере, напротив, новые научные открытия раскрывают мудрость устроения Вселенной и величие ее Создателя [18].

   В-третьих, Реформация, провозгласив равенство всех людей перед Богом, вне зависимости от их социального, расового, гендерного или национального положения, открыла равные возможности для получения образования [21].

   В-четвертых, Реформация сокрушила средневековые суеверия и показала полную антинаучность астрологии, хиромантии и других проявлений оккультизма. Она провела четкую грань между наукой и псевдонаукой [19, 28].

   В-пятых, Реформация провозгласила, что каждый человек должен знать и читать Библию, а для этого требуется получение образования [21].

   Благодаря всему этому уже в ближайшие годы после начала Реформации открываются новые университеты, а обучение в прежних учебных заведениях претерпевает полное изменение и переход со схоластической системы на подлинно научную. Плодом этого явилось поступление в университеты талантливых детей из народа. Практически каждая современная наука получает свое подлинно научное рождение именно в эти годы. Прямым следствием Реформации становится и массовое открытие школ, а точнее, основание обязательной системы образования. У истоков ее создания стоят выдающиеся педагоги-реформаторы, базировавшие свои труды исключительно на принципах Библии. Одним из самых выдающихся был Ян Амос Коменский (1592–1670), которого с полным правом называют отцом современной педагогики.

   Последний в своих трудах писал: «Все люди, которые только родились, произошли на свет с одной и той же главной целью: быть людьми, то есть разумными существами, владыками тварей, ярким подобием своего Творца. Следовательно, всех нужно вести к тому, чтобы они, надлежащим образом впитав в себя науку, добродетель и религию, могли с пользой пройти настоящую жизнь и достойно подготовиться к будущей» [10, c. 112]. «Итак, следует как можно более заботиться о том, чтобы искусство внедрять настоящим образом нравственность и истинное благочестие было поставлено надлежащим образом в школах» [10, c. 229].

РЕФОРМАЦИЯ И МЕДИЦИНА

   Исследуя влияние Реформации на развитие медицинской науки, мы можем выделить несколько основных положений.

   Реформация привела, как мы указывали выше, к крушению средневековой системы образования, зиждившейся на схоластике, суевериях и противопоставлении науки и религии, что дало принципиально новое направление в медицине и к отказу от лечения заговорами, «зубами дракона», «настойкой лунного света» и т. д. [6]. Реформация способствовала учреждению университетов с подлинно научной программой обучения и внедрению широкой системы школьного образования, что существенным образом повысило общий уровень грамотности населения и возможности подготовки квалифицированных медицинских кадров [27]. Реформация привела к созданию экспериментальной медицины, бурному развитию анатомии и физиологии, которые преследовались в Средневековье инквизицией, заложив тем самым фундаментальную базу для исследования патологических состояний.

   Реформация способствовала подлинно научному рассмотрению понятия болезни и выработке на основании этого принципов патогенетической терапии тех или иных заболеваний [6]. Реформация заложила принципы психосоматической медицины, говорящей о неразрывности психоэмоциональных особенностей человека.

   Именно в странах, принявших учение Реформации, были основаны первые подлинно научные медицинские факультеты университетов, основаны первые государственные больницы. И по сей день страны, принявшие Реформацию, обладают лучшими в мире высшими учебными медицинскими учреждениями и клиниками, а государство в значительнейшей степени, если не полностью, участвует в страховании граждан.

РЕФОРМАЦИЯ И СЕМЬЯ

   Основой любого общества является семья, названная метко «ячейкой общества». Именно от устоев, принятых в семьях, в конечном счете зависит состояние общества, а значит, и государства. К сожалению, средневековая церковь, проповедуя внешнюю форму святости и целомудрия, практически разваливала, как это ни парадоксально звучит, институт семьи [18].

   «Реформация изменила моральный идеал, возвысила семейную и общественную жизнь. Средневековый идеал благочестия — это бегство от греховного мира, а современный идеал — его преобразование. Образцовый святой средневековой церкви — это монах, далекий от удовольствий и обязанностей общества… Образцовый святой евангельской церкви — это свободный христианин и полезный гражданин общества. Первый старается победить мир, убегая от его искушений, но в конечном итоге не может убежать от плоти, мира и дьявола в собственном сердце. Второй побеждает мир, преображая его. Первый воздерживается от брачного пира, а второй посещает его и превращает воду в вино. Первый избегает женщины как искушения, а второй отражает в своем браке святой союз Христа с Его церковью. Первый стремится достичь целомудрия через воздержание, а второй проявляет его в своей семье. Первый отказывается от всякого земного имущества, а второй пользуется им на благо ближним. Первый ждет счастья небесного, а второй уже счастлив на земле, делая счастливыми других.

   Ежедневные обязанности и испытания семейной и общественной жизни — это более достойная школа моральной дисциплины, нежели монашеское безбрачие и нищета. Добродетели и милосердие женщины служат необходимым дополнением к добродетелям мужчины и формируют его характер. Исключения есть, но они только подтверждают правило» [27, т. 7, с. 290].

   Таким образом, были созданы все базовые условия для успешного развития общества и проведения ключевых реформ.

РЕФОРМАЦИЯ И ГРАЖДАНСКИЕ СВОБОДЫ

   Соответственно библейскому учению, Реформация коренным образом меняет одну из основ средневековой церкви, делившей всех людей на святой образованный клир и греховный, невежественный мир, который должен быть полностью подотчетен клиру. «Общественный или церковный принцип протестантизма — это всеобщее священство верующих, в отличие от особого священства, которое считается посредником между Христом и мирянами. Средневековая церковь — это элитарная иерархия, составляющая синод и обладающая исключительной законодательной и административной властью. Мирянам она оставляет позицию пассивного послушания. Они не могут даже читать Библию без разрешения священника, который владеет ключами от небес и ада. В Новом Завете каждый верующий назван святым, священником и царем. Этот принцип делает мирян активными сотрудниками в руководстве и управлении церковью. Они получают право голоса при избрании пастыря. Каждый член общины становится полезен для общего дела в зависимости от своего особого дара. Этот принцип — источник религиозной и гражданской свободы, которые процветают в большинстве протестантских стран. Религиозная свобода порождает свободу гражданскую» [27, т. 7, с. 23].

   «Реформация была великим актом освобождения от духовной тирании и восстановления священных прав совести в вопросах веры. Смелое выступление Лютера на Вормском рейхстаге, перед лицом папы и императора, — одно из величайших событий в истории свободы. Чтобы сокрушить власть папы, который называл себя и считался зримым наместником Бога на земле и владел ключами от царства небесного, требовалось больше моральной смелости, чем для того, чтобы выдержать тысячу битв, и скромный монах сделал это силой своей веры. Если в последнее время развивалась гражданская и религиозная свобода, то этим мы в значительной степени обязаны вдохновляющему и героическому поступку Лютера» [27, т. 7, с. 39].

РЕФОРМАЦИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОЦВЕТАНИЕ

   Великая Реформация нанесла смертельный удар по феодальной системе средневековой Европы, которая оберегалась средневековой церковью. Средневековая церковь была заинтересована в феодальных отношениях, потому что, во-первых, она сама выступала крупнейшим феодалом, владея несметным количеством земель, замков, крепостей, сотнями тысяч крепостных крестьян. Во-вторых, феодальная система поддерживала раздробленность каждого из европейских государств, потому что в состоянии феодальной раздробленности было намного легче ими манипулировать, играя на несогласиях герцогов, королей и баронов [2, 18]. Феодальная раздробленность поддерживала постоянные войны между странами, препятствовала развитию экономики, усложняла торговлю.

   И вот Реформация, сокрушив необъятную власть средневе- ковой церкви, с одной стороны, открыла, как мы уже говорили, широко двери для просвещения, и, следовательно, для научных открытий, а с другой — нанесла смертельный удар феодальной раздробленности, открыв тем самым двери для построения полноправных, единых, крепких, с Конституциями, базирующимися на принципах Библии, национальных государств с твердой развивающейся экономикой [8, 19].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аристотель. Сочинения. В 4 т.// Под ред. В. Ф. Асмуса, З. Н. Микеладзе, И. Д. Рожанского, А. И. Доватура, Ф. Х. Кессиди. − М., 1975−1984.
2. Всемирная история. В 24 т. − Минск: Литература. 1996−1997.
3. Гергей Е. История папства. − М.: Республика, 1996.
4. Гонсалес Х. История христианства. В 2 т. − СПб.: Библия для всех, 2005.
5. Григулевич И. Р. Инквизиция. − М.: Политиздат, 1985.
6. Заблудовский П. Е., Крючок Г. Р., Кузьмин М. К., Левит М. М. История медицины. М.: Просвещение. 1981.
7. Иегер О. Всеобщая история. В 4 т. − СПб.: Изд-е А. Ф. Маркса, 1904.
8. История Средних веков. В 2 т. / Под. ред. Е. А. Косминского. − М., 1952.
9. Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. В 3 т. − М.: Изд-во Рос. Гос. Гум. Унив-та. 1999.
10. Коменский Ян Амос. Избранные педагогические сочинения. − М.: Учпедгиз. 1939. Т. 1.
11. Куглер Б. История крестовых походов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.
12. Лависс Э., Рамбо А. Эпоха крестовых походов. − СПб.: Полигон, АСТ, 1999.
13. Лозинский С. Г. История папства. − М.: Политиздат. 1986.
14. Льоренте Х. А. История испанской инквизиции. В 2 т. М.: Ладомир, АСТ, 1999.
15. Лютер М. 95 тезисов. − Спб.: Роза мира. 2002.
16. Мак-Грат А. Богословская мысль Реформации. Одесса: ОБШ Богомыслие. 1994.
17. Мак-Грат А. Введение в христианское богословие. Одесса: Богомыслие. 1998.
18. Миллер А. История христианской церкви. В 2 т. − ФРГ, Biefild: GBV. 1994.
19. Опарин А. А. Сардис: город золота. − Харьков: Факт. 2014.
20. Покровский М. Средневековые ереси и инквизиция. − М., 1897.
21. Робертсон Д. История христианской церкви. В 2 т. − СПб.: Изд-е И. Л. Тузова, 1890–1891.
22. Таксиль Л. Священный вертеп. − К.: Политиздат, 1985.
23. Цвингли У. Истолкование и обоснование тезисов или положений. В 2 т. − Тбилиси. 1997.
24. Цвингли У. Комментарий к истинной и ложной религии. В 2 т. − Тбилиси. 1997.
25. Цвингли У. Объяснение христиан- ской веры. − Тбилиси. 1997.
26. Цвингли У. Богословские труды. − М.: Икар. 1999.
27. Шафф Ф. История христианской церкви. В 8 т. − СПб.: Библия для всех, 2008–2010.
28. Шлоссер Ф. Всемирная история. − СПб.: Типография И. Огризко, 1862.

Алексей Опарин
Из журнала: Адвентистский вестник\№1\2017
admin 16-02-2018, 16:33 439 0

Комментарии


Добавление комментария

Социальные комментарии Cackle
Мир Библии