» » Революция и реформация?

Революция и реформация?

Революция и реформация?Революция и реформация?

 
   Сто лет назад Россию потрясли революционные бури. Первый протестный шквал в феврале 1917 года привел к тому, что страна перестала быть империей, так как царь Николай II отрекся от престола в пользу своего брата Михаила, но тот не принял предложения, и управлять державой стало Временное правительство. А затем были Октябрь, Смольный, Зимний, крейсер «Аврора» — все эти названия многократно воспеты в стихах и прозе. Кульминационным гимном звучал «Интернационал»:

Никто не даст нам избавленья —
Ни Бог, ни царь и ни герой,
Добьемся мы освобожденья
Своею собственной рукой.

   Революционерам Бог-Творец не нужен. Он не вписывается в их философию или идео- логию.

   Европа тоже перенесла немало потрясений; одно из них произошло пятьсот лет назад, следствием которого стали колоссальные перемены в жизни и развитии многих государств. В христианстве помимо двух основных направлений: восточного (православного) и западного (католического) появилось еще одно — протестантизм. В историю это событие вошло как Реформация, отправной точкой которой считается 31 октября 1517 года, когда в Виттенберге доктор богословия и профессор местного университета Мартин Лютер прибил к дверям Замковой церкви 95 тезисов.

   Слова «революция» и «реформация» созвучны и в переводе с латинского означают следующее:

   «Революция (позднелат. revolutio — «поворот, переворот») — радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение… сопряженное с открытым разрывом с предыдущим состоянием» (Википедия).

   «Реформац́ия (лат. reformatio — «исправление, преобразование, реформирование») — широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией» (Википедия).

   Библейское повествование сообщает, что в истории человечества нередко были повороты и перевороты, которые смело можно отнести к революциям. Говорится в Библии и о реформах.

   Какую же оценку Слово Божье дает этим двум направлениям: революции и реформации? Где в Библии мы встречаем описание людей, исполненных революционного духа? Как изменяется личность человека под влиянием «переворотов»? И что с ней происходит под влиянием «преобразований»?

   Беззаконный и развращенный род человеческий постигло наказание небес: потоп. Бог даровал спасение тем, кто сохранил Ему верность, Он обновил с ними завет и предложил Свой план продолжения жизни на земле.

   Но что мы слышим из уст народа? «И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли» (Быт. 11:4).

   Тысячелетия прошли, а мы вновь слышим подобные заявления в гимне революционеров: «Мы свой, мы новый мир построим». Классическая для революции ситуация, когда «низы не хотят, а верхи не могут». «Низы» — это народ, который не хочет поверить Божественному обещанию, что потопа больше не будет, и не желает повиноваться Его повелению расселиться «по лицу всей земли»: «Нет, мы возведем башню такой высоты, что никакие воды потопа не смогут достать! Мы сами достигнем неба, мы сами себя спасем».

   Но есть еще одна составляющая: «верхи не могут» — Бог, Который всемогущ и всесилен, не может управлять?! Абсурдно звучит, но это так! Нет, Бог не утратил Своего статуса или могущества, Он не устал и не изнемог, просто не присуще Его природе то, что совершает зараженное проказой греха человечество. Ведь Он — свят! И нет в Нем зависти и злости, обмана и лукавства, но есть великое и вечное, что названо одним столь емким словом — любовь! «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8).

   На страницах Ветхого Завета мы найдем немало примеров бунтов, дворцовых заговоров и переворотов. Да и в Новом Завете мы встречаем сообщения о вождях, которые пытались поднять восстание и повести за собой народ- ные массы: Февда, Иуда Галилеянин, Египтянин. И каков финал? Страдания и гибель людей.

   А что насчет реформ? В библейской истории мы также найдем немало таких примеров, и в них глубокие уроки для нас.

РЕФОРМА ИАКОВА

   «Бог сказал Иакову: встань, пойди в Вефиль и живи там, и устрой там жертвенник Богу, явившемуся тебе, когда ты бежал от лица Исава, брата твоего. И сказал Иаков дому своему и всем, бывшим с ним: бросьте богов чужих, находящихся у вас, и очиститесь, и перемените одежды ваши; встанем и пойдем в Вефиль; там устрою я жертвенник Богу, Который услышал меня в день бедствия моего и был со мною в пути, которым я ходил. И отдали Иакову всех богов чужих, бывших в руках их, и серьги, бывшие в ушах у них, и закопал их Иаков под дубом, который близ Сихема» (Быт. 35:1–4).

   История Иакова раскрывает нам один очень важный принцип: реформация, преобразование — это не одноразовый эпизод, это не революция февраля или октября, это процесс всей жизни. В прочитанном нами тексте Бог напоминает Иакову о начале процесса реформации в его жизни, о том, с чего все начиналось… «Бог, явившийся тебе», — инициатива нашего преобразования исходит от Бога. А первые шаги — это личная встреча и общение с Богом. С той памятной ночи прошло более двадцати лет. Боясь мести брата за коварный обман, Иаков покинул родительский дом. Ночь застала его в пустынном месте, где нет даже самой скромной гостиницы. Вместо мягкой подушки — камень в изголовье. Но наутро это место получило красивое название — «Вефиль», что значит «дом Божий». В детстве и юности Иаков получил некоторые познания о Творце, но теперь состоялась его личная встреча с Ним. Как важно было тогда одинокому путнику в дикой пустыне услышать это Божественное обещание: «Я буду с тобою, и сохраню тебя везде».

   А что было потом? Двадцать лет нелегкого труда у родственника Лавана в далекой стране… А потом еще одна ночная встреча с Господом у потока Иавок. Новое имя, обретенное в ночной борьбе, — Израиль, то есть победитель, — свидетельствовало, что реформа была успешной в его жизни. Но она еще не завершилась. Влияние реформации охватывает гораздо большее пространство, чем личное восприятие мира и Бога, — оно распространяется и на мою семью, на моих ближних и на общество, в котором живу.

   Какое главное действие в этом поистине реформационном эпизоде? «Бросьте богов чужих… очиститесь… встанем и пойдем в Вефиль; там устрою я жертвенник Богу…» Вернемся к Богу! Иаков просит своих домашних избавиться от всех чужих богов. Не надо прятать и прятаться, не стоит думать, что если мы что-то скрыли от родителей, супруги или общества, то это остается незамеченным и для Бога. «Чужие боги» — все то, что кажется нам очень ценным и важным, на что бездумно тратятся время, силы и даже здоровье, но что является помехой для нашего духовного развития и препятствует живому постоянному общению с Господом. Подобно Иакову, нам с этим нужно расстаться, выбросить, удалить…

РЕФОРМА ИЛИИ

   «И подошел Илия ко всему народу, и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте. И не отвечал народ ему ни слова» (3 Цар. 18:21).

   Пророк призывает к реформе: оставить ложных богов, оставить Ваала и вернуться к Господу. Народ вначале молча наблюдает за беспомощностью нескольких сотен служителей языческого культа, но когда видит, как Бог отвечает на молитву Своего слуги, как сверхъестественным образом огонь поглощает жертву на жертвеннике, то, кажется, все уже готовы признать верховную власть Создателя.

   «Увидев это, весь народ пал на лицо свое и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог!» (3 Цар. 18:39). Реформа свершилась! А что дальше? Реформация продолжается. Преобразование — это процесс всей нашей жизни.

   Читая эту очень известную историю о событиях на горе Кармил, я всегда удивляюсь ее финальной части: народ признал величие Бога, ложные пророки повержены и уничтожены, чего же еще ожидать? Смотрите, как дружно люди скандируют: «Господь есть Бог, Господь есть Бог!». Но Богу не нужны наши «речевки» или заученные слоганы. Он не желает показать нашу несостоятельность. Он предлагает нам спасение!

   А где же Илия — пророк и реформатор? Чем он занят, когда вокруг все еще царят смущение и растерянность? «И пошел Ахав есть и пить, а Илия взошел на верх Кармила, и наклонился к земле, и положил лицо свое между коленами своими [он молится, разговаривает с Богом], и сказал отроку своему: пойди, посмотри к морю. Тот пошел, и посмотрел, и сказал: ничего нет. Он сказал: продолжай это до семи раз. В седьмой раз тот сказал: вот, небольшое облако поднимается от моря, величиною в ладонь человеческую. Он сказал: пойди, скажи Ахаву: „запрягай колесницу твою и поезжай, чтобы не застал тебя дождь"» (3 Цар. 18:42–44).

   Изменения придут, возрождение состоится, спасение свершится, если только мы не прервем начатый процесс общения с Богом. Ведь лишь в Нем преобразующая нас сила. Потоки Божьей милости щедро оросят землю, принесут благословения в нашу жизнь, и плоды веры и любви произрастут в наших сердцах.

РЕФОРМА ИИСУСА

   А что мы можем сказать об Иисусе? Его рождение разделило ход земной истории на две части, и мы теперь ведем летоисчисление, в котором отмечаем даты и события, имевшие место «до Рождества Христова» и «после Рождества Христова». Многие считают, это в силу того, что Он — величайший из революционеров! Кто же Он — Иисус из Назарета?

   Несколько лет назад в газете «Аргументы и факты» была опубликована небольшая статья, в которой Николай Шабуров, руководитель Центра изучения религий РГГУ, кандидат культурологии, отвечал на вопрос: «Кем был на самом деле Иисус Христос?». Заявляя, что у нас нет повода сомневаться, что такой человек действительно жил на территории Палестины около двух тысяч лет назад, автор статьи не согласен с утверждением, что Иисус бунтарь или революционер, но называет его «апокалиптическим пророком… который был против вооруженной борьбы, полагая, что Бог вмешается и все расставит на свои места».

   Евангелие действительно не рисует пред нами образ Христа-революционера, Который хотел бы поднять народ на восстание и осуществить «разрыв с прошлым состоянием». Напротив, Он искал пути и средства, как вернуть домой ушедших от Бога, как дать отчаявшимся и потерявшим внутренний мир надежду и уверенность в спасении от греха и смерти. Это звучало как-то необычно, иногда слишком просто, чтобы принять как истину, и потому даже ближайшие ученики были готовы поддержать «мнение народа» и возвести Его на царский престол Израиля. А если потребуется, то и «мечом ударить». Но Христос пресекал все эти попытки, и вынувшему меч Он тут же повелевает вернуть его обратно в ножны.

ЧТО ЖЕ ПРЕДЛАГАЕТ НАШ ГОСПОДЬ, К ЧЕМУ ПРИЗЫВАЕТ?

   1. ВЕРНУТЬСЯ К ИСТОКАМ, К СЛОВУ БОЖЬЕМУ: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39). Принцип Реформации: Sola Scriptura («только Писание»).

   2. ПРИНЯТЬ ВЕРОЙ ПРЕДЛОЖЕННЫЙ ДАР СПАСЕНИЯ: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную» (Ин. 3:36). Реформация признает: Sola fide («только верой»).

   3. ПРИЗНАТЬ, ЧТО ТОЛЬКО МИЛОСТЬЮ ГОСПОДНЕЙ ДЛЯ НАС ОТКРЫТА ДВЕРЬ В ЦАРСТВО БОЖЬЕ: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8, 9). Реформация утверждает: Sola gratia («только благодатью»).

   4. ПРИЗНАТЬ ХРИСТА СВОИМ ЕДИНСТВЕННЫМ СПАСИТЕЛЕМ: «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12). Реформация провозглашает: Solus Christus («только Христос»)

   5. СЕРДЦЕМ, ДУШОЙ И ВСЕЙ ЖИЗНЬЮ ВОЗДАВАТЬ СЛАВУ БОГУ: «И говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо, и землю, и море, и источники вод» (Откр. 14:7). Отклик Реформации: Soli Deo gloria («только Богу слава»).

   Именно эти евангельские принципы и стали основными в учении Реформации, изменившей жизнь в Европе и во всем мире. Имена бесстрашных героев веры, которые, признавая себя несовершенными и грешными, возложили свое упование на любящего Бога, такие как Джон Уиклиф и Ян Гус, Мартин Лютер и Филипп Ме- ланхтон, Ульрих Цвингли и Жан Кальвин и многие другие, известны сегодня всем. Но их деятельностью история Реформации не завершена, ведь Реформация — это процесс и всей нашей жизни.

   Иисус приглашает нас не к революционным переворотам, не к воинствующему разрыву с прошлым, но к глубокой реформе жизни и веры, что принесет нам мир и счастье: «Придите ко Мне… и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:28, 29).

Даниил Ребанд
Из журнала: Адвентистский вестник\№1\2017
admin 13-02-2018, 12:47 313 0

Комментарии


Добавление комментария

Мир Библии